Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

Керта [К] предназначенный для учащихся начальных школ, не получил должного распространения; в-третьих, в букваре не учтено наличие графических и лексических вариантов слов. Например, слово книга, которое предложено ученикам в букваре А.А. Антоновой [16, с. 24] в составе 5 букв (к...а), в словаре под редакцией Р. Куруч имеет вид книга [АФ, с. 112], а в словаре Г.М. Керта - кырръй [К, с. 165]. В целом, букварь А.А. Антоновой был построен по образцу со­ ветских букварей и по оформлению, и по содержанию. С каждой бук­ вой расширяется объем лексических единиц, фраз и текстов на саам­ ском языке. Тексты содержат рассказы о школе, Советской Армии, мо­ гиле Неизвестного солдата в г. Москве, праздниках, о космонавтах, Ленине и т.д. [16, с. 102-127]. Букварь А.А. Антоновой активно использовался в средней школе в тот период, когда Министерством просвещения Российской Федера­ ции было вынесено решение, что саамский язык должен быть обяза­ тельной дисциплиной в селе Ловозеро в школе, которая получила ста­ тус «национальная». В 1987 года букварь А.А. Антоновой отменили, статус «нацио­ нальная» был снят со школы в селе Ловозеро. Вместо букваря А.А. Антоновой появились другие учебные пособия. Их создателями яви­ лись преподаватели саамского языка и его носители, в том числе Н.Е. Афанасьева, Е.И. Мечкина, Р.И. Яковлева. Это книги другого методиче­ ского уровня. Так, в издании «Северное сияние. Саамский язык в кар­ тинках» [182] представлены темы «Школа», «Семья», «Игрушка», «Детские игры», «Одежда и обувь», «Гигиена», «Дикие животные», «Птицы», «Весна», «Лето», «Город» и т.д. Из 120 страниц пособия 83 страницы - это рисунки, с 84-й страницы представлен тематический саамско-русский словарь. Таким образом, пособие представляет собой не совсем обычную для школьного учебника разработку и требует хо­ рошей подготовки учителя как в языковом, так в методическом отно­ шении. В учебной книге (тетради) для 2 класса «Саамский язык» [174], например, представлен саамский алфавит и упражнения по развитию связной речи. Задания формулируются на русском языке (слушайте, выберите нужный рисунок, смотрите и рассказывайте, составьте по каждому рисунку рассказ из 3-5 предложений, составьте диалоги по рисункам, читайте и запоминайте). Словаря для использования учени­ ками в пособии нет. В 2014-2015 годах нами были проведены полевые исследования с целью проанализировать ситуацию с преподаванием кильдинского саамского языка. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz