Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.
Ср: Лопарь стоит на очень низкой степени развития. Среди них не распространены никакие ремесла. Он целиком зависит от природы, эксплуатируя ее непосредственно в сыром так сказать виде [МОМ ОФ 22907/1 (2). Л. 37]; Лопарь - гражданин Союза, но он не понимает, зачем его втискивают в общество, от которого всеми силами от стремится оторваться. С него берут налог, он не понимает зачем; в его представлении встает недоумевающий вопрос: рыба ведь ничья, зачем же платить за нее. Если даже лопарское общество представляет из себя единицы, так плохо спаянные друг с другом, то речи о том, чтобы слить лопарей со всеми трудящимся миром и быть не может [МОМ ОФ 22907/1 (2). Л. 38об-39об]. Одним из рычагов хозяйственно-культурного подъема является ускорение культурного роста при помощи письменности на родном языке. К трудностям этой последней работы надо отнести отсутствие у саамов единого общенационального языка. На Кольском полуострове они говорят на трех различных диалектах, поэтому внедрение литера турного языка через книгу возможно только в районе кильдинского диалекта, а районе же туломского и иоканьгского диалектов для этой работы надо иметь хорошо подготовленных учителей, владеющих и русским, и литературным саамским языками, и местными наречиями [ГАМО, Ф.Р-194. On. 1. Д. 45. Л. 1-1об]. В архивных документах 1930-х годов, особенно в записках ОГПУ, неоднократно отмечается отсталость саамского населения, его безграмотность: «Работа по культобслуживанию (культурному, т.е. по литико-просветительскому, обслуживанию. - О.И.) лопарского населе ния проводится далеко не достаточная, лопари совершенно безграмот ны, занимаются бражковарением, пьянством и хождением в церковь, где имеется один священник. Сами по себе народ малосильный, кото рый, по заключению врача, вымирает, ввиду их ненормальной жизни и неимения жировых и молочных продуктов (Из записки заместителя начальника Мурманского окружного отдела ОГПУ Комова о населении станции Иоканьга)» [ГАМО, РФ. П-2. On. 1. Д. 489. Л. 101]. Об уровне грамотности свидетельствуют и данные переписи 1926/1927 года: ло пари - среди оседлого население грамотных мужчин 40,5%, а грамот ных женщин 12,9%; среди кочевого соответственно 18,9% и 2,4% [195, с. 28]. Поскольку культурные кадры «ковались» в первую очередь из лиц, владеющих саамским языком, то важно выяснить, какова степень владения населения саамскими диалектами и другими языками. Дан ные архивных документов позволяют выявить следующие факты. Языковая «привязанность» коми и саамского населения была значительной. В некоторых районах, например, в с. Ловозеро передовая 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz