Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

неформального общения, он добросовестно выполняет свои обязанно­ сти и берет на себя именно те функции, которые были бы несподручны и неуместны для стандартного немецкого языка [63, с. 153]. По отношению к кильдинскому саамскому языку это утвержде­ ние тоже справедливо, по нашему мнению, но по другой причине. Критерии оценки социолингвистической ситуации (число носи­ телей, языковое окружение, тип хозяйственной деятельности, воспро­ изводство языка, межнациональные браки, языковая политика государ­ ства, престиж языка, наличие письменности, роль средств массовой информации) позволяют выявить степень сохранности языка, наметить пути его возрождения. Анализ современной социолингвистической ситуации с кильдин- ским саамским языком показал, что положение кильдинского саамского языка можно определить как critically endangered, но это не означает смерть языка. В современном саамском социуме кильдинский саамский язык представлен, хотя и фрагментарно, в бытовом общении, в презен­ тационных мероприятиях (фестивали, Дни саамского языка, конферен­ ции и т.д.), в художественной литературе (см.: [14; 173]). Кроме того, большую роль в сохранении языка играет и само­ идентификация личности с данным этносом. Данные Всесоюзной пе­ реписи населения 2010 года [47] свидетельствуют о желании саамов заявлять свою национальность, то есть индентифицировать себя с са­ амским этносом. Определение связи «национальность - язык» не все­ гда однозначно. Можно даже утверждать, что размывание этнической принадлежности в эпоху глобализации не заканчивается и не начинает­ ся с утраты языка. Никто не оспаривает роль языка, связанную с функ­ ционированием его в качестве транслятора этнической культуры. Но при этом его коммуникативная функция, функция общения, все больше разрушается в малых этнических группах. Поэтому родной язык можно представить как условие идентификации личности, но степень его необходимости в этом процессе можно и нужно обсуждать. Саамские языки существовали и до сих пор существуют на тер­ ритории Мурманской области и Северной Норвегии. Исследование социолингвистической ситуации с северосаамским языком на террито­ рии Северной Норвегии не входило в сферу наших научных интересов. Кольско-саамские языки развивались на Кольском Севере в ситуации русскоязычного окружения и оказались на грани исчезновения. Демо­ графическая мощность колько—саамских языков с течением времени характеризуется следующим образом: хотя количество саамского насе­ ления Кольского полуострова с XVI в. практически не изменялось, 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz