Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

жане освоили пути на Севере вплоть до Югры (Северный Урал) и начали вести меновую торговлю с местным населением. Жители Край­ него Севера, не зная русского языка, показывали рукою на товары нов­ городцев, «просящее железа», и когда получали нож или топор, с радо­ стью платили за них «скорою», то есть мехами, шкурами. К концу XII в. русские поморы уже плавали вдоль северного побережья Кольского полуострова и доходили на Финнмаркена и вели борьбу за земли и дань с норвежцами. Поскольку земли саамов официально не были разграни­ чены, каждая сторона (русские и норвежские сборщики даней. - О.И.) считала саамскую тундру с ее морскими побережьями своей террито­ рией. Письменные источники ХГѴ-ХѴ вв. не дают полного представле­ ния о русской колонизации Кольского полуострова. Судя по материа­ лам былинного эпоса, русское население приходило с «Поморского» (Карельского) берега. Первые русские поселенцы Терского берега были потомками выходцев из Новгородской земли. Это подтверждается осо­ бенностями говора коренных жителей современного Терского района. В русских поселенцах саамы видели наиболее подходящих партнеров для меновой торговли. Постепенно прежнее малочисленное население Терского берега от Умбы до Пялицы усвоило русский язык, путем бра­ ков породнилось с русскими, восприняло их обычаи и слилось с при­ шельцами. Заселение Поморья русскими крестьянами ускорило разви­ тие народностей Севера, саамов в том числе. Длительное общение саамов с русским населением и распад пат- риархально-родового строя подготовили почву для перехода их к хри­ стианству. Угроза обращения саамов Кольского полуострова в люте­ ранство, которое в 20-х гг. XVI в. стало распространяться в скандинав­ ских странах, побудили Русскую церковь и московское правительство ускорить приобщение «дикой лопи» к православной вере. Соловецкому монаху Феодориту и отшельнику Трифону предстояло поселиться сре­ ди саамов, усвоить саамский язык, завоевать доверие язычников. Уси­ лиями монахов большинство саамов было обращено в православное христианство. Примерно с XV в. торговые связи саамов с русскими стали устойчивыми, систематическими. Самые ранние сведения о численно­ сти саамов на Кольском полуострове относятся к началу XVII в., когда был проведен довольно тщательный учет всего тяглого населения края. Находясь в тесном общении с русским населением, многие са­ амы, особенно мужчины, хорошо владели русским языком. Большин­ ство остальных саамов понимало обиходную русскую речь. Когда встречались саамы разных племенных групп, они нередко объяснялись 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz