Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.
жане освоили пути на Севере вплоть до Югры (Северный Урал) и начали вести меновую торговлю с местным населением. Жители Край него Севера, не зная русского языка, показывали рукою на товары нов городцев, «просящее железа», и когда получали нож или топор, с радо стью платили за них «скорою», то есть мехами, шкурами. К концу XII в. русские поморы уже плавали вдоль северного побережья Кольского полуострова и доходили на Финнмаркена и вели борьбу за земли и дань с норвежцами. Поскольку земли саамов официально не были разграни чены, каждая сторона (русские и норвежские сборщики даней. - О.И.) считала саамскую тундру с ее морскими побережьями своей террито рией. Письменные источники ХГѴ-ХѴ вв. не дают полного представле ния о русской колонизации Кольского полуострова. Судя по материа лам былинного эпоса, русское население приходило с «Поморского» (Карельского) берега. Первые русские поселенцы Терского берега были потомками выходцев из Новгородской земли. Это подтверждается осо бенностями говора коренных жителей современного Терского района. В русских поселенцах саамы видели наиболее подходящих партнеров для меновой торговли. Постепенно прежнее малочисленное население Терского берега от Умбы до Пялицы усвоило русский язык, путем бра ков породнилось с русскими, восприняло их обычаи и слилось с при шельцами. Заселение Поморья русскими крестьянами ускорило разви тие народностей Севера, саамов в том числе. Длительное общение саамов с русским населением и распад пат- риархально-родового строя подготовили почву для перехода их к хри стианству. Угроза обращения саамов Кольского полуострова в люте ранство, которое в 20-х гг. XVI в. стало распространяться в скандинав ских странах, побудили Русскую церковь и московское правительство ускорить приобщение «дикой лопи» к православной вере. Соловецкому монаху Феодориту и отшельнику Трифону предстояло поселиться сре ди саамов, усвоить саамский язык, завоевать доверие язычников. Уси лиями монахов большинство саамов было обращено в православное христианство. Примерно с XV в. торговые связи саамов с русскими стали устойчивыми, систематическими. Самые ранние сведения о численно сти саамов на Кольском полуострове относятся к началу XVII в., когда был проведен довольно тщательный учет всего тяглого населения края. Находясь в тесном общении с русским населением, многие са амы, особенно мужчины, хорошо владели русским языком. Большин ство остальных саамов понимало обиходную русскую речь. Когда встречались саамы разных племенных групп, они нередко объяснялись 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz