Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

Заключение Семантическое поле как эффективный путь представления лек­ сико-семантической системы языка признается многими исследовате­ лями (см., например: [78; 227; 27]). Признаки, образующие семантиче­ ское поле, делятся на лингвистические (языковые) и экстралингвисти- ческие (понятия) [27, с. 93-94]. Понятия являются основой идеографи­ ческих словарей (тезаурусов). Поэтому выявление связей слов-понятий [229] позволяет представить тезаурус данного языка. В нашей работе тезаурусом мы называем словарь, где слова- понятия расположены иерархически. Обращение к системе понятий принципиально важно для лингвиста, разделяющего антропоцентриче­ ский подход к исследованию языка [204, с. 241]. При обращении к полевой методике отмечается специфическая структура поля (ядро/периферия). Кроме того, традиционно изучается лингвистическая (внутренняя) составляющая поля, изучаются отноше­ ния лексем внутри поля. По нашему мнению, для исследования языко­ вой картины мира этого недостаточно. Интересны иерархические связи поля, которые определяются разделами «Человек - Природа». Специфика тезауруса, и словаря вообще, миноритарных языков, каковым является саамский язык, выражается в том, что для этих язы­ ков не подходят классификации, разработанные для современных ин­ доевропейских языков. В кильдинском саамском языке при представ­ лении иерархии смыслов прослеживается антропоцентричность мате­ риала, поэтому мы определили следующую схему тезауруса: Приро­ да - Человек. Тезаурус является базой для концептосферы данного языка. По Д.С. Лихачеву, концептосфера - это совокупность потенций, которые открываются в словарном запасе отдельного человека и языка в целом. Концептосфера - это концентрат культуры, ее заместитель. Концепто­ сфера языка постоянно обогащается, если есть развитая литературная традиция народа и его культурный опыт. Сокращение концептосферы происходит, когда пропадает/утрачивается культурная память [117]. Соотношение понятий языковая картина мира и концептосфера видится нам следующим образом: понятие концептосфера более ан- тропоцентрично, чем понятие языковая картина мира. В понятии кон­ цептосфера актуализируется роль человека, тогда как в языковой кар­ тине мира - роль языка в осознании человеком мира. Концептосфера — это то, как воспринимается слово, а языковая картина мира - как чле­ нится мир благодаря словам. Понятия языковая картина мира и кон- 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz