Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

Анализ семантического поля кильдинского саамского языка «Северный олень» позволяет выделить следующие типы оппозиций: эквиполентные (например, «дикий/домашний», «самец/самка», «взрос- лый/дете- ныш»), привативные (например, «рогатый/безрогий», «спо­ собный к воспроизведению потомства/не способный к воспроизведе­ нию потомства», «ведущий стадо/не ведущий стадо»), градуальные (например, «меньшая степень признака/большая степень признака (лечь, обессилев/лечь отдыхать (о животном); белый/грязно-белый)», «возраст», «масть»). Особого внимания заслуживает оппозиция «дикий олень/домашний олень», которая в той или иной степени отмечена во всех языках коренных народов Севера, занимающихся оленеводством (см.: [31; 108; 109; 139; 150 и др.]). Однако количество лексем, означа­ ющих диких оленей, несопоставимо с количеством лексем со значени­ ем «домашний олень». Так, в лексике канинских ненцев, например, нет специальных названий дикого оленя, кроме ‘ илебча ’ (букв, ‘средство жизни’), причины этого явления М.Я. Бармич видит в отсутствии охо­ ты на диких оленей [26, с. 163]. Оленеводство является главной отраслью хозяйственной дея­ тельности саамов. Представляя две противоположные точки зрения на происхождение оленеводства (оленеводство недавнего происхождения, притом строго локализовано; оленеводство древнего происхождения, возникшее независимо в разных районах ойкумены), З.Е. Черняков показывал, что они основаны на неверных предпосылках: те и другие рассматривают оленеводство как некую отрасль скотоводства. Как утверждал ученый, в отличие от домашнего скота, олени - полудикие животные, приручение которых не похоже на приручение лошадей, коз, свиней и т.д. Человек приспособился к годичному циклу передви­ жения оленей, то есть не человек приручил дикаря, а этот последний «приручил» к себе человека [222, с. 52-53]. В саамских преданиях ро­ доначальником саамов является Мяндаш, рожденный женщиной от дикого оленя (см. обзор в: [32]). Раздел поля «Олень как дикое животное» в кильдинском саам­ ском языке представлен в нашем материале лексемой коаннЬт (дикий олень) [АН, с. 105; К, с. 148; АФ, с. 117], связанной с лексемами ко- аннѣтлэ (прям., перен. убить кого-что (быстро) [АФ, с. 117]), коаннѣтэ (убить) [АН, с. 105; К, с. 40], что приводит к прямым ассоциациям с охотой. В каждом разделе семантического поля «Северный олень» выде­ ляются дифференциальные признаки. В разделе «ОЛЕНЬ» выделяются 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz