Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.
языка лингвиста, может привести к неадекватным результатам [3, с. 18-25]. Нам представляется возможным выявить специфику языка через особый подход к сбору языкового материала для представления в сло варной статье. В этом подходе может отразиться антропоцентричный подход, связанный с интуицией носителя языка и интуицией лингви ста, для которого данный язык не является родным. Особо важно это для языков коренных народов Севера, в том числе исчезающих. Антропологическая лингвистика предполагает несколько направлений изучения языка, в том числе язык и культура. При обсуж дении проблем «язык и культура» на примере языка коренного мало численного народа важны, с нашей точки зрения, следующие положе ния антропологической лингвистики: тема человеческого фактора предполагает рассмотрение антропологически обусловленных свойств языка; некоторые свойства языка объясняются системно нормативными ограничениями, связанными с особенностями челове ческой деятельности, а также коммуникативно-ситуативным характе ром человеческого общения; какие конститутивные свойства человека коррелированы со свойствами языка и в какой мере специфическая организация человека предопределяет форму языка и его особенности; введение понятия «картины мира» в антропологическую лингвистику позволяет различать два вида влияния человека на язык - феномен первичной антропологизации языка (влияние психофизиологических и другого рода особенностей человека на конститутивные свойства язы ка) и феномен вторичной антропологизации (влияние на язык различ ных картин мира человека - религиозно-мифологической, философ ской, научной, художественной) (см.: [169, с. 9-11]). В нашей работе антропоцентричный подход означает рассмотре ние антропологически обусловленных свойств языка, в первую очередь тех, которые объясняются системно-нормативными ограничениями, связанными с особенностями человеческой деятельности, а также ком- муникативно-ситуа-тивным характером человеческого общения. Как отмечают исследователи, обозначение в виде отдельных лексем полу чает то, что играет важную роль в жизни этноса и является ценност ным для него (см. о китайском языке в [60]). Таким образом, антропоцентричный подход, представленный в работе В.М. Алпатова, может проявляться в выявлении широкого культурологического фона слова. Антропоцентричность языка как отпечатка мыслительной дея тельности человека уже давно и плодотворно исследуется лингвиста 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz