Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

ских саами» [ИБ] и «Словаре лексики традиционных промыслов и хо­ зяйственных занятий кольских саамов» [ИЭ]). В словаре «Зоонимикон кильдинского диалекста саамского язы­ ка» [ИМ] мы пришли к мысли использовать другую схему описания животного: I блок (биологическая информация) 1) описание животного (частей тела); 2) среда обитания, питание; 3) рождение детенышей; 4) виды животного (цвет); II блок (значение для человека) 5) предмет охоты, ловли/домашнее животное: 6) значение для человека (что человек получает от этого живот­ ного); 7) условия выращивания животного; III блок (фольклор) 8) образы животного в сказках, мифах, гаданиях, верованиях, шаманстве, литературе; 9) метафорический облик (пословицы, поговорки, эпитеты, ме­ тафоры); 10) прозвища (сравнения с человеком); 11 )клички. В данной схеме более или менее четко, как нам кажется, опреде­ лены концептуальные границы двух полей: Вселенная и Человек - биологические характеристики животного и его значение в жизни и деятельности человека. Используя термины А. Вежбицкой, их можно назвать функциональными и топографическими признаками (см: [147, с. 11]). В наших работах это обозначено как описание и роль. Третий блок (фольклор) мыслится нами как отображение дологического пред­ ставления (см.: на систему понятий логических в процессе формирова­ ния лексического состава накладывались дологические суждения (ми­ фы, суеверия) [78, с. 60]). В тезаурусном описании Оленя как наиболее разработанном вы­ рисовывается картина, которая позволяет сделать следующий вывод: антропоцентричность саамского языка представлена в своей высшей степени. Все признаки и характеристики оленя как животного выделя­ ются, оформляются в знак, вербализируются, а главное, остаются в памяти носителей при факте исчезновения языка, если они имеют практическое или мифологическое значения в жизни этноса. Но на этом этапе представления языкового материала останав­ ливаться также нельзя. Нами предложены пути анализа лексики саам­ 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz