Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

концепты часто образуют пары по принципу противопоставленности: Добро - Зло, Ум - Глупость. Хотя не всегда этот принцип востребован: есть тройки концептов [171]. В «Словаре-тезаурусе современной русской идиоматики» под ред. А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского в синопсисе - служебной части словаря - указаны таксоны (группы) и подгаксоны (подгруппы), которые упорядочены по степени абстрактности. Синопсис обнаружи­ вает логическую структуру организации материала, которая представ­ ляет собой противопоставленные смысловые группы: например, 1.2. Параметры времени. 1.2.1. быстрота, скорость; 1.2.1.1. быстро, скоро; 1.2.1.2. долго, медленно; 2. Пространство, место. 2.6. хорошее место- плохое место; 16. Справедливость - Несправедливость; 83. Одежда, Обувь. 83.1. хорошая одежда; 83.2. плохая одежда; 83.3. голый, отсут­ ствие одежды [186]. Необходимость определения степени близости слов по значению привела к выявлению способов этого определения: обнаружились спо­ собы изучать сочетаемость слов, проводить ассоциативные экспери­ менты, поскольку ассоциации - естественные классификаторы поня­ тийного содержания лексики языка [136, с. 44], сопоставлять дефини­ ций словарей на предмет выявления отличий, которые являются суще­ ственными для отграничения одного имени от другого. Семантическое поле ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ, особенно в части Бытие; Качества и состояния; Отношение, порядок, ценность; Число и количество; Пространство; Время; Причина; Движение; Изменение, описывается с ясной установкой на антропоцентичность языка. По мнению В.Б. Касевича, время трактуется, как пространство: субъектно-реляционно, а не объектно-реляционно [80, с. 42]. Описания того, каковы отношения между семантическим полем ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ (без человека), в литературе нам пока не встретилось. А тем не менее лексика природного окружения (расти­ тельный и животный мир, географических объектов - то есть ВСЕ­ ЛЕННАЯ без человека) привлекала и привлекает внимание исследова­ телей, в том числе и финно-угорских языков [147]. Исследователи пы­ таются реконструировать картину мира для каждой тематической груп­ пы и занимаются по большому счету семантическим описанием с при­ влечением типологического и этимологического материала. В основу нашего исследования мы положили гипотезу об особой степени антропоцентричности такого исчезающего финно-угорского языка, как саамский, и его большей связи с дологическим мышлением, 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz