Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

существо; Социальная организация и социальные институты. Поля в разделе Человек и Вселенная: A priori (Бытие; Качества и состояния; Отношение, порядок, ценность; Число и количество; Пространство; Время; Причина; Движение; изменение) и Наука и техника. По схеме Халлига-Вартбурга (понятийно-тематическому принципу) построен «Сопоставительно-ономасиологический словарь диалектов карельско­ го, вепсского и саамского языков» [СОС]. Эта схема, представленная как традиционная, обсуждается в специальной литературе. В частности, высказывается мнение о недо­ статочной или неравномерной изученности этих классов (семантиче­ ских полей). По данным Ю.Н. Караулова, из 82 рубрик затронуты в описаниях разных языков менее половины. Ю.Н. Караулов видит пер­ спективы развития тезаурусного описания лексики выявления своеоб­ разного «указателя мотивов» по аналогии с фольклором [78, с. 56-57]. Разделы в разных синоптических схемах тезаурусов подобны, хотя и отличаются разной степенью абстракции (от грамматической до онтологической и гносеологической). Так, в «Русском семантическом словаре» под ред. Н.Ю. Шведовой - в толковом словаре, систематизи­ рованном по классам слов и значений - за исходное членение лексики взято членение на части речи. Поэтому схемой расположения слов яв­ ляется следующая: слова указующие, именующие, собственно связую­ щие и собственно квалифицирующие [172, с. VIII]. В «Идеографическом словаре русского языка» О.С. Баранова ос­ новное понятия статьи - это абстрактные понятия, такие как сущность и связи, сравнительные связи, соединительные связи, состав, система, количество и т.д., а подразделы организованы по типу общее/частное, целое/часть [24]. В «Русском идеографическом словаре» под ред. Н.Ю. Шведовой выделяются 6 разделов («миров»): (1) «Мир, воспринимаемый челове­ ком как всё высшее, непостижимое или непонятное, таинственное, либо, напротив, как то, что дано человеку искони, как извечно пред­ определённое»; (2) «Мир как то, в условиях чего всё существует, разви­ вается, взаимодействует и воспринимается человеком не только как от него не зависящее, но как определяющее само его существование на Земле»; (3) «Мир, естественно окружающий человека, им непрерывно познаваемый и активно осваиваемый»; (4) «Собственно мир человека: он сам»; (5) «Мир, создаваемый человеком в обязательном взаимодей­ ствии с другими людьми и составляющий его собственное - узкое или широкое - и необходимое окружение»; (6) «Мир, создаваемый челове­ ком как высшее обобщение деятельности его ума и духа». Внутри мира 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz