Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.
ность в написании некоторых слов, поскольку многие топонимы запи сывались со слов говорящих и могли не учитывать правила современ ной саамской орфографии» [ГС-1, с. 20]. Таким образом, архивные материалы В.К. Алымова позволяют не только представить уникальный лингвистический материал, запи санный от носителей кильдинского саамского языка в 1930-е гг., но и переосмыслить некоторые лингвистические проблемы по отношению к языку коренного малочисленного народа Севера, касающиеся в том числе специфики записей полевых материалов и важности обращения к архивным материалам при исследовании лексики исчезающего языка. 3.7. Тематическая зона как метод описания лексики кильдинского саамского языка Как известно, лексикография кильдинского саамского языка чрезвычайно бедна и представлена переводными и культурологически ми словарями. Автором данной работы начата работа по созданию те зауруса кильдинского саамского языка. Тем не менее вопрос о препода вании кильдинского саамского языка поднимается саамской обще ственностью и поддерживается местной и федеральной властью, лите ратура на саамском языке издается, а наличие переводного учебного словаря ограничено словарем Г.В. Керта, изданного в 1986 году [К]. Этим обусловлена необходимость разработки концепции тематического учебного словаря, который охватывал актуальную лексику кильдинско го саамского языка. Решение поставленной задачи видится нами в опи сании актуальных тематических зон. Тематические словари как разновидность идеографических сло варей является специфической формой представления лексического состава языка. Отмечая отличие тематических словарей от словарей тезаурусного типа, В.В. Морковкин указывает, что в идеографическом словаре тематического типа смысловой (тематический) спектр, в отли чие от идеографического тезауруса, не воссоздается, а задается, исходя из тех или иных практических (главным образом педагогических) по требностей. Специфика тематического словаря состоит в том, что это словарь учебной направленности, который выполняет важную дидак тическую функцию. Основная его цель - содействовать пользователю в наиболее точном словесном выражении и правильном грамматическом оформлении того, что он хочет сказать [181, с. 9]. Последнее определя ет и состав тематической сетки, и особенность подачи слов. В основу тематического словаря положены принципы система тичности и иерархии, а также коммуникативности [180]. Основное 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz