Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.

ность в написании некоторых слов, поскольку многие топонимы запи­ сывались со слов говорящих и могли не учитывать правила современ­ ной саамской орфографии» [ГС-1, с. 20]. Таким образом, архивные материалы В.К. Алымова позволяют не только представить уникальный лингвистический материал, запи­ санный от носителей кильдинского саамского языка в 1930-е гг., но и переосмыслить некоторые лингвистические проблемы по отношению к языку коренного малочисленного народа Севера, касающиеся в том числе специфики записей полевых материалов и важности обращения к архивным материалам при исследовании лексики исчезающего языка. 3.7. Тематическая зона как метод описания лексики кильдинского саамского языка Как известно, лексикография кильдинского саамского языка чрезвычайно бедна и представлена переводными и культурологически­ ми словарями. Автором данной работы начата работа по созданию те­ зауруса кильдинского саамского языка. Тем не менее вопрос о препода­ вании кильдинского саамского языка поднимается саамской обще­ ственностью и поддерживается местной и федеральной властью, лите­ ратура на саамском языке издается, а наличие переводного учебного словаря ограничено словарем Г.В. Керта, изданного в 1986 году [К]. Этим обусловлена необходимость разработки концепции тематического учебного словаря, который охватывал актуальную лексику кильдинско­ го саамского языка. Решение поставленной задачи видится нами в опи­ сании актуальных тематических зон. Тематические словари как разновидность идеографических сло­ варей является специфической формой представления лексического состава языка. Отмечая отличие тематических словарей от словарей тезаурусного типа, В.В. Морковкин указывает, что в идеографическом словаре тематического типа смысловой (тематический) спектр, в отли­ чие от идеографического тезауруса, не воссоздается, а задается, исходя из тех или иных практических (главным образом педагогических) по­ требностей. Специфика тематического словаря состоит в том, что это словарь учебной направленности, который выполняет важную дидак­ тическую функцию. Основная его цель - содействовать пользователю в наиболее точном словесном выражении и правильном грамматическом оформлении того, что он хочет сказать [181, с. 9]. Последнее определя­ ет и состав тематической сетки, и особенность подачи слов. В основу тематического словаря положены принципы система­ тичности и иерархии, а также коммуникативности [180]. Основное 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz