Иванищева, О. Н. Лексикология и лексикография языка коренного малочисленного народа Севера: кильдинский саамский язык : монография / О. Н. Иванищева. - Москва : РУСАЙНС, 2021. - 244 с.
теля кильдинского саамского языка, объясняется дифференциацией значения: лоашш употребляется для обозначения ‘участков зарастаю щих водоемов, покрытых растительностью толщиной до 1-2 метров’ [35, с. 429], и дифференциальная сема в данном случае - ‘поросший травами и мхом’. В лексеме дэбэнѣ выделяется дифференциальная сема ‘с илом, жидкой и глубокой грязью’. Лексема п іё p a x ‘трясина (на бо лоте)’ [ГГ, с. 300] информантам незнакома. В данном случае наблюдает ся обратный процесс: утрата слова общей семантики и сохранение слов дифференцированной семантики. Антропоцентричный подход к исследованию языковых фактов в современной лингвистике зачастую декларативен, то есть предлагается без обоснований и конкретизации. В данном параграфе была предпри нята попытка обосновать и конкретизировать понятие антропоцен- тричности языка коренного малочисленного народа. В основу понятия антропоцентричности языка положено рассмотрение системно нормативных ограничений в его функционировании, связанных с осо бенностями человеческой деятельности и с коммуникативно- ситуативным характером человеческого общения. Лексическая система представляется в этом плане ярким примером антропоцентричности языка. Антропоцентричность языка коренного малочисленного народа Севера выражается в установлении того факта, что выделение смысла и оформление его в отдельное слово в ландшафтной лексике кильдин ского саамского языка непосредственно связано со значимостью реа лии в хозяйственной деятельности человека. Так, тот факт, что терми нология водного ландшафта в кильдинском саамском языке охватывает все разнообразие водных объектов и более дифференцированна, чем терминология земного ландшафта, показывает разную степень востре бованности данных элементов ландшафта в хозяйственной деятельно сти саамского этноса. То, что в кильдинском саамском языке признаки реалии земного ландшафта представлены более детализированно (высота’, форма', ‘наличие растительности (лес, ягель)’, ‘большой / небольшой (по высоте) ’, ‘выше чем / ниже чем’, с растительностью / без растительности’), связано с необходимостью обозначения значи мых географических реалий для занятий промыслами (оленеводством, охотой). Показателями антропоцентризма в кильдинском саамском языке является «очеловечевание» пространства через его связь с частя ми человеческого тела (нос, подошва, голова), а также специфическая пространственная ориентация, связанная с особенностью рыболовного промысла (‘расстояние от берега’). А неразличение в языковом созна 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz