Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.

3.3.2. Графическое иллюстрирование как способ зрительной семантизации в двуязычных словарях Графическое иллюстрирование как способ зрительной семан- тизации применяется в разных типах словарей. В первую очередь такого рода наглядность характерна для энциклопедических слова­ рей, толковых словарей (прежде всего толковых словарей для ино­ странцев, например КТСРЯ), словарей устаревших слов (например, ИСЗТС), лингвострановедческих словарей (AJ1C; JICB; НРИЛС), есть опыт иллюстрированных фразеологических двуязычных сло­ варей (РФК). Для двуязычных словарей графические иллюстрации имеют особое значение. Как пишет В. П. Берков, доказывать их пользу в такого вида словарях нет необходимости, но, хотя в работах по двуязычной лексикографии неоднократно ставился вопрос о целес­ ообразности введения в словарь в нужных случаях рисунков, изображающих предмет, обозначаемый словом, используются они крайне редко (Берков 1996: 185; 2004: 166). Для обозначения приема графической наглядности используется термин «зрительная семантизация». Под семантизацией понимают либо семантический, логико- понятийный анализ, который включает все возможные лексико­ графические средст ва р а ск р ы т и я зн а ч е н и я слова (Танабакова 2001: 17), либо л ю б о й сп о со б р а ск р ы т и я з н а ч е н и я заглавного слова в двуязычном словаре за и склю ч ен и ем эквивалент а: поме­ ты, пояснения, экземплификация, графические иллюстрации, пере­ крестные отсылки, ссылки на материалы, содержащие в прило­ жении к словарю, формулы и условные обозначения, перечни и спи­ ски терминов (Игнатьев 1975: 19-20). Рисунок в словаре — это и знак предмета, и вспомогательное средство, дополнение к словесному толкованию. Как знак рисунок имеет предметное значение, которое соот­ ветствует предметному содержанию слова, и смысловое значение (смысл), т. е. то, что понимает человек, воспринимающий или вос­ производящий данный знак (Философский энциклопедический словарь 1989: 199). Кроме того, в литературе отмечается обобщаю­ 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz