Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.

краской, голубая рифма (СПО-2, 654-655). Но есть ряд поэтичес­ ких символов, которые ие получили «признания» в речи. Так, Рос­ сия в «Словаре поэтических образов» имеет поэтические ассоциа­ ции не только со словом береза (Сторона моя милая <...> ты ль бе­ резой подрубленной / Будешь никнуть в слезах (Твардовский)), но и со словами кедр и ракита (СПО-2, 574), а береза ассоциируется в поэтическом сознании не только с девушкой, девочкой, женщиной, подругой , невестой, но и со старухой, матерью, вдовой, цыганкой и даже пуделем и змеей (там же: 583-588). Понятно, что символи­ ческая значимость — это, как уже говорилось, указание на некий факт, который известен каждому носителю языка. Особый характер символической значимости растений состоит в том, что растения играли большую роль в жизни народа как лекарственные и магические средства. Поэтому символика расте­ ний связана прежде всего с народной символикой. Кроме того, источники формирования народной символики растений отли­ чаются, например, от источников формирования такой символики животных в современном русском сознании. Для животных — это прежде всего сказки, а для растений — песни и гадания. В символике растений, как и в символических значениях других реалий, важно разграничение представлений и ассоциаций носите­ лей языка разного возраста, социальных групп, а также место­ жительства (сельский или городской житель). На необходимость учета последнего фактора указывают авторы РКП: «... домовой для человека, живущего в отдаленной деревне, и для горожанина, особенно обитающего в условиях мегаполиса, в общем-то не одно и то же» (РКП, 20). Вместе с тем есть, несомненно, нечто общее для носителей одной и той же культуры. Таким «общим» сведе­ ниям обычно обучают детей. Поэтому занимательные энцикло­ педии для дошкольников и школьников дают обширный материал для таких заключений. Из подобного рода изданий можно узнать, что из молодых листьев одуванчиков весной, когда не хватает витаминов, делают салат, соком чистотела прижигают бородавки, подорожником залечивают раны, а вьюнок полевой закрывает днем свои цветы-колокольчики, если будет дождь (Онегов 2000: 10, 57, 68, 74-75). 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz