Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.

ников положила к памятнику скромные букетики. На заснежен­ ный булыжник легли 12 ландышей — ровно по числу бойцов в групппе. Ребята нашли их в горах, где на южных склонах уже поя­ вились первые весенние цветы (Аргументы и факты. 2004. 7 апре­ ля. № 14(1223)). Понятно, что не все свойства реалии значимы для форми­ рования символа. В словаре Е. Я. Шейниной «Энциклопедия сим­ волов» говорится, например, о страусе как символе ухода от проб­ лем, филине как символе ночи, цапле как эмблеме (!) бдительности, пугливости, трусости, рыбе как символе молчания, ерше как символе неудобного человека, отстаивающего свои интересы и даже о траве как символе тихого шепота, молитвы (!) (Шейнина, 128-133). Думается, что такой подход отражает скорее ассоциа­ тивные связи или поэтические образы, чем символ или атрибут. Так, данные «Русского ассоциативного словаря», который, по мне­ нию его авторов, позволяет проникнуть в социальную память и соз­ нание носителей языка и получить ответ на вопрос «Как мыслят русские в современной России?», дает некоторую информацию о символическом значении реалии, но ее надо уметь отделить от ин­ формации о типичной для живой речи сочетаемости. Например, тополь для носителей русского языка не имеет ярко выраженной символической значимости (ср.: береза — символ России), но проч­ но ассоциируется с тополиным пухом, которого особенно много в начале лета, и с культовым советским фильмом «Три тополя на Плющихе» (ср. данные РАС-3: тополь — пух, дере-во, береза, на Плющихе, лето). Считать ли эти данные информацией о симво­ лической значимости реалии, решить однозначно трудно. С одной стороны, они несомненно содержат элементы наивной картины ми­ ра, с другой — понятие «символ» в таком слу-чае становится еще более неопределенным. При исследовании проблемы символической значимости реалии возникает также вопрос о том, является ли значимой в обсуждае­ мой проблеме информация о поэтических образах, создаваемых реалией. Как показывают данные «Словаря поэтических образов» Н. В. Павлович, поэтические ассоциации в основном отражают «среднестатистический» ассоциативный ряд. Ср.: голубой — цвет, небо, шар, гомосексуалист, цветок, васильки, цвет неба (РАС-1); васильки — глаза, зрачки, сапфир, яхонт, небо, тюбик с голубой 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz