Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.

ляется известной современному носителю языка информацией, а в русском фольклоре растения встречаются чаще в песнях, чем в других жанрах устного народного творчества (например, в детском поэтическом фольклоре упоминание растений найдено нами в одной игровой песенке ( Баба сеяла горох) и в нескольких загадках, где речь идет о яблоне, вишне, сливе, землянике, сосне и ели, березе, шиповнике, орешнике, орехе, арбузе, горохе, моркови, маке, тыкве, репе, огурце, луке, капусте, одуванчике, тростнике (Детский поэтический фольклор 1997: 368-369; 410-417)). В символизации растений сыграли роль как минимум два фак­ тора: географический и гносеологический. Географический фактор представлен, например, в словарной статье береза (Похлебкин). Автор пишет, что береза как дерево обладает рядом характерных признаков, присущих только ей, и это объясняет, почему она стала культовым деревом именно у народов угро-финского и скан­ динавского Севера, так как именно в этом регионе ее особые геоботанические признаки проявляются особенно ярко. Она не только самое северное дерево Фенноскандии, но и самое характер­ ное дерево региона (Похлебкин, 39-40). Поэтому символика расте­ ний, важная для актуализации в двуязычном словаре, представлена чаще всего растениями, характерными для региона (для русской культуры — это растения средней полосы России: одуванчик, ромашка, клевер, василек, валериана, ландыш, чистотел, подорож­ ник, береза, рябина, калина, черемуха, клен, дуб, верба). Симво­ лика животных, согласно РКП, охватывает и не характерные для региона разновидности (жираф, лев, осел, павлин, слон, черепаха) Гносеологический фактор также весьма существен при форми­ ровании символа. То, что ландыш — цветок весны, значимо для сознания многих народов. В Германии и Франции с давних пор отмечали праздник ландыша — накануне первого майского воскре­ сенья, а в Париже в Первомай принято дарить ландыши, и этот день называют днем его имени (Забозлаева 1996: 21). В русском бытовом сознании ландыши — первые весенние цветы, хотя по- настоящему первыми весенними цветами являются подснежники, а ландыши ассоциируются с «Красной книгой» и с ландышевыми каплями как сердечным средством. Но в реальной жизни город­ ского жителя это действительно вестник весны. Ср.: Однажды ран­ ним утром я видел, как группа вернувшихся с боевой задачи развед- 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz