Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.

Так, говорящий на современном русском языке сейчас уже не знает, что ветки вишни, например, использовались для гаданий, в том числе для любовных, а для гороха была характерна семантика плодовитости, урожайности, богатства, поэтому он играл большую роль в ритуалах, связанных с браком и обеспечением деторождения (СД-1, 382, 523-524). А лдя носителей совре-менного шведского языка красный цвет шведских домов (так назы-ваемый falufarg) уже не ассоциируется с высоким социальным положением их вла­ дельцев. Такая информация не обязательна для представления в шведско-русском / русско-шведском словаре. Символическая значимость реалий, которая должна быть пред­ ставлена в комментарии к переводному эквиваленту в двуязычном словаре, отражает особый характер миросозерцания народа и имеет свои источники символических значений в зависимости от объекта символизации. Как показал анализ материала, источники форми­ рования символических значений растений в современном русском языке несколько иные, чем источники формирования символики животных. Статья РКП, посвященная зооморфному образу, сообщает: (1) о месте персонажа в мифологическом пантеоне (относится или не относится к числу мифологических образов); (2) о его «культур­ ном смысле» и роли, которую он играет (выступает в качестве стереотипного образа); (3) о функциях, которые он выполняет в дискурсе (может употребляться для характеристики того или иного феномена) (РКП, 44). Например, коза может выступать как символ плодородия в народных представлениях и в то же время считается «нечистым» животным; в календарных обрядовых действиях ряжения на Святки и Масленицу является одной из главных масок (1). Коза — некрупное домашнее животное с небольшими рожками и мягкой белой длинной шерстью; она бойкая, упрямая, обладает вздорным и непоседливым характером (2). Современные русские могут называть козой или обращаться к образу козы для характе­ ристики вздорной, взбалмошной женщины, девушки или девочки; при характеристике движений человека (3) (РКП, 85-86). Для выявления символической значимости растений эти приз­ наки не всегда актуальны. Мифологические «возможности» расте­ ний ограничены: употребление в обрядах чаще всего уже не яв­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz