Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.

приметы, связанные с зооморфными образами, например: гнездо аиста на крыше дома — счастливая примета (РКП, 57); счи-тается плохой приметой, если кошка перебежит дорогу (там же, 95). Есть указание на приметы и в историко-этнографическом сло-варе ХРИЭС, например: если рябина рясная, то будет снежная зима (ХРИЭС, 65). Указание на примету, связанную с реалией, практически не встречается в отечественных двуязычных словарях. Ср., однако: Ьй\ѵ£с1а — мелкий ночной хищник (крик считается знаком беды) (МРС); lykkeskilling — счастливая монетка (по народному по­ верью найденная монета приносит счастье) (БНРС). Фактами народной символики может быть и символика уст­ ного народного творчества. В произведениях устного народного творчества (песни, баллады, сказки, детский фольклор и т. д.) у каждого народа сложился круг понятий, подвергнувшихся симво­ лическому осмыслению. Так, в монгольских народных песнях находят отражение такие черты жизни народа, как гостеприимство ( архи , дарасун, айрак, мо­ локо — не просто напитки, а символы гостеприимства), особое отношение к миру природы ( туман — символ печали, гора — слез, камень — символ разлуки, тяжести, а конь — верности, дружбы, ума) (Кульганек 2001: 82 -83). В славянских народных песнях, как отмечают исследователи, наиболее развита система растительной символики (Мороз 1998: 10). Черемуха в русском фольклоре — символ нежности, чистоты, любви (БТС), а с березой в народной поэзии сравнивается девушка (ЭСЗЭ, 78). В популярных для современного носителя русской культуры песнях чаще всего встречается образ калины, рябины, березы, ивы, черемухи, яблони, клена и дуба.' При этом рябина в песнях — символ одинокой женщины (СОШ), дуб и клен — сим­ вол одинокого молодца, береза — подруга и советчица, а также символ России (например, в песнях «Березы» на слова В. Лазарева, «Хотят ли русские войны?» на слова Е. Евтушенко, «Березовый сок» на слова М. Матусовского). 12 См., напр., сборники популярных песен: Песни русской души 2000; Застолье по-русски 2000; Любимые песни уходящего столетия 2000. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz