Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.

время, пространство, животный и растительный мир), мир чело­ века ( человек, его тело, жилище, геральдика, татуировка, таки принадлежности и др.), письмена, символику искусства, условные знаки ( географическая карта, маркировка грузов, бытовые симво­ лы, автодорожные знаки, товарные знаки, символы химии, язык музыкальной грамоты и т. д.) (Шейнина).8 Один и тот же объект иногда может представлять разные типы символики (религиозную, народную, светскую).4 В символике цве­ та также выделяется несколько направлений. Так, белый цвет, уни­ версальный символ невинности, чистоты, ассоциируется с мисти­ ческим просвеілением. Это наиболее духовный цвет в йогической традиции. Белый — цвет девы Марии, ангелов и священников для праздников Благовещения, Рождества и Пасхи. В алхимии есть бе­ лый эликсир, а магия различается на белую и черную (Энциклопе­ дия символов, знаков, эмблем 2000: 76-77). В современном быто­ вом восприятии белый цвет — это прежде всего невестин цвет, торжественный, парадный. В старину же в России белым городом называли Москву, белая изба в восприятии наших предков — чистая, нарядная, белый гриб — самый ценный, а белая кость — барская дворянская порода (Забозлаева 1996: 12). В истории нашего государства белый цвет ассоциировался также и с контреволюционным, действующим или направленным против Советской власти движением (БТС). В международной полити­ ческой символике белый — цвет мира, примирения, партийной и внешнеполитической нейтральности (флаг парламентера — белый) (Гіохлебкин, 403). В двуязычном словаре должно быть представлено указание на религиозную символику, которая, безусловно, является частью культуры данного народа. Она в меньшей степени «национальна», но и здесь возможно отыскать специфические для определенной культуры черты. Главные атрибуты христианской символики — крест, звезды, распятие, нимбы, агнец, голубь, рыба, якорь, корабль, лира (Похлебкин, 396-398), но символы такого характера «интернацио­ нальны». Среди религиозной символики есть и то, что присуще 8 Ср. также «перечень» символов в: Бау»р, Дюмотц, Головин 1995. ‘JО разных направлениях цветочной символики см., напр.: Ващенко 2000 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz