Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.

ностью такого имени, как Станиславский , хотя не с известностью имени, сколько содержанием фоновых знаний, стоящих за этим именем. А. Битов в комментарии к роману «Пушкинский дом» пишет: «Как десятилетиями нашим ученым не удавалось сформу­ лировать, что такое социалистический реализм, а только он и был вместо литературы, так никто не знал системы Станиславского, хотя она и была вместо театра. Вершине полагалось быть одной, и вершина эта вздымалась всегда над нашей территорией. Поэтому, когда одного нашего видного футбольного тренера спросили, по какой системе намерена играть его команда в некоем ответственном матче, он, не без блеска, ответил интервьюеру: «По системе Станиславского» (Битов 1996: 362). Несомненно, что содержание «общеизвестной» информации определяется ее востребованностью, а именно необходимостью понимать материалы, распространяемые средствами массовой информации, а также ощущать себя частью этноса. Так, в РАКС представлены реалии, которые необходимо знать, чтобы понимать газетные материалы, радио- и телепрограммы: День памяти защитников Отечества (22 июня — в народе назы­ вается днем начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); День принятия Декларации о государственном суверенитете Рос­ сийской Федерации (12 июня); День согласия и примирения (7 нояб­ ря — в народе — день Великой Октябрьской социалистической революции). Так, в предисловии к шведскому словарю «Vad varje svensk Ьбг veta», который является аналогом американского словаря «минимума культурной грамотности» — «The Dictionary of Cultural Literacy: What Every American Need To Know» Э. Д. Хирша, указывается, что носителей языка объединяет не только сам язык, но и общие знания, полученные в школе, а также тот факт, что мы читаем одни и те же газеты, слушаем одни и те же новости. Объем общих для носителей языка знаний велик: от современной мировой политики до древней мифологии. Задача словаря — заполнить пробелы в таких знаниях (ѴВѴ, 6). Кроме того, принадлежность к определенной нации обязывает носителя языка знать реалии, символы культуры, уважение к которым воспитывается в семье, школе, а также является принципом государственной политики. Знание культуры своей 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz