Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.
2.3. КРИТЕРИЙ ОБЩЕИЗВЕСТНОСТИ Наблюдения показали, что при отборе слов в словник лингво страноведческого словаря кроме критерия национальной специ фичности, необходимо учитывать также критерий общеизвест ности и частотности (страноведчески ценный признак реалии как раз и учитывает яркую выраженность и частотность признака). Понятно, что национально специфическое не всегда обще известно. Речь идет о случаях, когда слово, обозначающее нацио нально специфическую реалию, не относится к активному запасу языка, а значит, не общеизвестно. Например, мало кто из русских сможет объяснить значение многих из слов, обозначающих русские народные промыслы (гжель, жостовская роспись, золотошвейный промысел, павловский платок, палехская миниатюра, полхмай- данские деревянные игрушки, ростовская финифть, федоскинская миниатюра, хохломская роспись (список дан по РАКС)), но принадлежность этой лексики к национально специфичной не вы зывает сомнения. Объем и содержание «общеизвестной» информации формирует ся в первую очередь программой средней школы и средствами массовой информации. Например, тот факт, что имя Николая Озе рова известно ббльшему количеству носителей языка, чем имя Да вида Ойстраха, — «заслуга» массмедиа. Наблюдения над материалом словника РАКС позволили выя вить некоторые закономерности, касающиеся критерия обще известности. Общеизвестность многих слов, представленных в РАКС, не всегда безусловна. Это зависит от разных факторов: лингвисти ческого (лексика активного или пассивного запаса), когнитивного (опыт носителя языка с учетом его возраста, профессии, сферы интересов и др.) и психологического (восприятие реалии, обозна ченной словом). Так, сомнительна общеизвестность таких слов, как ботвинья, День святителя и чудотворца Николая, Никола Зимний, земщина, 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz