Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.
ческой структуры, находя свое конкретное воплощение в семе национальной принадлежности. В словах русского языка сема национальной принадлежности представляется как сема «русский», объединяющая варианты «типичный для русских», «используемый русскими», «распространенный в России (в Советском Союзе)» и т.п. (Семантическая специфика национальных языковых систем 1985: 65). Но в лингвострановедческих словарях признак «только для...» осуществляется не всегда последовательно. Так, в послесловии к лингвострановедческому словарю «Фран ция», написанной Л. Г. Ведениной, группы реалий, представленных в этом словаре, классифицированы следующим образом: 1) реалии, которые есть во французской культуре и отсутствуют в русской культуре; 2) реалии, которые есть в обеих культурах, но различают ся каким-либо признаком (с точки зрения организации, функции и т. д.); 3) реалии, имеющие интернациональный характер, но отли чающиеся при этом национальным наполнением (Франция, 1029- ЮЗО). Анализ словника «Франции» показал, что в словаре представ лены разные по своей национальной специфичности реалии. Во-первых, это реалии, характерные только для французской культуры, например, аджюдан, говядина по-бургундски, а также имена собственные — названия государственных институтов, общественных организаций, средства массовой информации, реалии из области истории, сферы культуры и повседневной жизни (там же, 1029). Во-вторых, это реалии, имеющие аналоги во многих культурах, но рассмотренные в словаре с точки зрения принадлежности французской культуре (началось или развилось во Франции; история развития понятия во Франции, играло ведущую роль во Франции; названы известные реалии в этой области, которые принадлежат Франции; пример данного явления, пусть не самый распространенный, но французский). Например: Agence de voyage «бюро путешествий» — служба туризма; услугами ежегодно пользуются 7 % отдыхающих; крупнейшими фирмами являются транснациональная корпорация «Клоб Медитеране», «Нувель Фронтьер», «Фрам», «Франтур», «Сотер», «Вуаяж Консей», финансируемая банком «Креди агриколь»; эти фирмы монополизи 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz