Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.
когда не просто дается информация о предмете, а выявляются те характерные языковые средства, которые эту информацию отра жают (сочетаемость; вторичные, производные наименования; ино сказательный план афоризмов). Таким образом, семантизация проводится в плане как содержания языковой единицы, так и вы ражения, тем самым отвечая определению лингвострановедческого преподавания языка (Верещагин, Костомаров 1978: 105). Филоло гическая сущность словаря выявляется также в отражении темати ческих и ассоциативных связей слова. Например, в словарной ста тье к слову ШКОЛА в лингвострановедческом словаре «Народное образование в СССР» представлен тематический ряд: школы с производственным обучением, школы с углубленным изучением учебных предметов, школы с продленным днем, школы-интер наты, суворовские и нахимовские училища, санаторно-лесные шко лы, школы для детей с дефектами умственного или физического развития (спецшколы), вечерние (сменные) и заочные школы, начальная, восьмилетняя, средняя школа (ср. тематическую группу «Начальные, средние школы. Гимназии. Лицеи» в РСМС-2: восьмилетка, гимназия, десятилетка, коллеж, лицей, один- надцатилетка, прогимназия, рабфак, семилетка, физматшкола). Ассоциативные связи слова представлены следующим рядом: общее среднее образование, учебные планы и программы, подгото вительные классы, школьная форма, учебный год, четверть, кани кулы, первая, вторая смена, большая перемена, классы, учебный кабинет, кабинетная система, учительская, школьный врач, груп па продленного дня, юннаты, факультатив-ные занятия и т .д. (Денисова 1978: 225-230). Ряды тематический и ассоциативный — явления разного поряд ка, но в меньшей степени опирающиеся на языковую природу знака, чем, например, сочетательные свойства. Указатель темати ческой словосочетаемости, отраженной в лингвострановедческом словаре «Народное образование в СССР», в большей степени, чем тематический и ассоциативный ряд, отражает свойства языкового знака. Так, слово ШКОЛА имеет следующие сочетательные свой ства: базовая ~, вечерняя ~, восьмилетняя ~, десятилетняя ~, днев ная ~, заочная математическая, физическая, химическая... ~, музыкальная начальная ~ и др.; директор -~ы, окончание ~ы, 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz