Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры / О. Н. Иванищева ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 132, [1] с. – Библиогр.: с. 113-131.
из слов, которые мы прекрасно понимаем и даже не воспринимаем как архаизм, но не только не скажем, но даже и не напишем. Список таких слов определяется начитанностью соответственного человеческого коллектива, тем кругом произведений, которые обязательно читаются в данном обществе. При рассуждении же о том, следует ли включать в такой словарь факты, противоречащие современному употреблению, J1. В. Щерба отмечает, что если этого не делать, то при посредстве такого нормативного словаря нельзя будет понимать не только старую, но зачастую даже и современ ную литературу. К словарю-справочнику, по Л. В. Щербе, обращаются, прежде всего читая тексты на не вполне знакомых языках или тексты о незнакомых предметах и специально трудные на иностранных языках, особенно с непривычным содержанием; к нормативному (или академическому) словарю обращаются для самопроверки, а иногда и для нахождения нужного в данном контексте слова. Л. А. Булаховский, например, считал, что задача толкового сло варя — объяснить слова родного языка. Поэтому польза толковых словарей в первую очередь в том, что в них объясняются относительно редкие, устарелые или специальные слова, а полез ность таких статей словаря, которые толкуют слова, понимание смысла которых никого не затрудняет (сидеть — быть в положе нии, при котором туловище опирается на что-н. нижней своей частью; лежать — находиться всем телом на чем-н. в горизон тальном положении) сомнительна (Булаховский 1953; 143, 147). Понятно, что для максимального удовлетворения запросов пользователя необходимо учитывать его знания. Используя словарь, читатель бессознательно опирается на свои знания о предмете. Им движет стимул «от известного к неизвест ному». Это, в принципе, основа любой коммуникации: чтобы об щаться, надо иметь что-то общее, что-то, что известно обеим сторонам, и надо узнавать что-то новое, основанное на этом общем. При этом необходимо учитывать два фактора: 1) имеет ли поль зователь определенный уровень знания; 2) каким знанием он обладает. Учет первого фактора позволит сделать словарь доступным пользователю, соответствующим его уровню знаний, а значит, 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz