Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре : специальность 10.02.19 - теория языка : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук /Иванищева Ольга Николаевна ; науч. консультант д-р филол. наук, проф. В. П. Берков ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 410 с. – Библиогр. – На правах рукоп.

См. пример: Поэтому, помню, так смутила меня случайно попавшаяся повесть Куприна «Юнкера». Беря книгу, я думал, что она о гражданской войне, о борьбе с юнкерами. В самом слове юнкера слышалось мне что-то металлически-безжалостное. И вдруг вижу, что юнкера — это обыкновенные озорные мальчишки, как мы. Как же так? Ведь это они — или такие, как они, — в Петербурге защищали преступное Временное правительство, а в Москве зверски убивали в уличных боях красных рабочих бойцов? И трагедия народа, ввергнутого в пучину страшной братоубийственной войны, впервые чуть-чуть приоткрылась мне (Санников, 93). Толковые и переводные словари представляют значение слова как «унтер-офицер из дворян» (Даль); «2) в Царской России — воспитанник военного или юнкерского училища; 3) нижний чин (рядовой или унтер- офицер) из дворян» (ТСУ); «1. В российской армии до половины 60-х г. г. 19 в.: вольноопределяющийся унтер-офицер из дворян, который мог, прослужив определенный срок и выдержав экзамен, стать офицером. 3. В России до 1917 г.: воспитанник военного училища в этом звании, чине» (БТС, МАС, во втором значении также СУС); «2. ~ kadett (i Russland fo r Oktoberrevolusjonen)» (РНС-2); «2. ~ kadett (i Ryssland fore Oktoberrevolutionen)» (РШС-92); «1. eleve d une ecole militaire (en Russie tsariste)» (РФС). Словарями подчеркивается историчность реалии (существование звания юнкера в России до 1917 г.), в том числе пометами ист., воен. дореволюц., воен. истор., но отношение к реалии, стереотип ее восприятия не представлен нигде. На примере классической русской литературы XIX в. (Л. Н. Толстой «Война и мир» и «Казаки», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А. И. Куприн «Юнкера» и др.) создается стереотип восприятия юнкеров как защитников Отечества, выполняющих свой святой долг, т. е. то, что связывается с дворянским 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz