Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре : специальность 10.02.19 - теория языка : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук /Иванищева Ольга Николаевна ; науч. консультант д-р филол. наук, проф. В. П. Берков ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 410 с. – Библиогр. – На правах рукоп.

8. Для лингвистических и нелингвистических словарей, в свою очередь, ориентация на наличие/отсутствие знаний носителя языка/культуры, может быть основанием для дальнейшего разделения. Так, лингвистические словари в зависимости от пользователя-носителя / не-носителя знания представлены типами одноязычные — двуязычные. Одноязычные словари (толковые, фразеологические, синонимов и т. д.) предназначены для пользователя-носителя вышеуказанного знания и призваны удовлетворять его потребность в углублении уже имеющихся знаний о слове. Двуязычные словари удовлетворяют потребность пользователя — не-носителя знания в их получении. Нелингвистические словари в зависимости от ориентации на пользователя объединяются в две группы: энциклопедические и культурологические словари (ориентация на знание носителя языка/культуры) и страноведческие словари (ориентация на знание не- носителя языка/культуры). Критерии деления словарей определяют критерии отбора слов в словнике и информации в словарной статье. 9. Ориентация на знания носителя / не-носителя языка / культуры обуславливает интерес к проблеме двойственности знания и понимания (Мамардашвили, Пятигорский 1999: 88), к вопросу о том, как, при нетождественности знания и понимания, достичь такого уровня описания инокультуры, где знания не-носителя языка / культуры приближены к пониманию носителя языка / культуры. Понимание подразумевает, что люди думают «о том же» (Якубинский 1986: 38) и их восприятие мира совпадает. За словом у носителя языка «стоит» так много, что этот объем часто трудно определить даже носителю языка. Но не все востребовано в процессе коммуникации и представляется необходимым для правильного восприятия этого слова. Поэтому в практических целях необходимо определить объем информации, которую 320

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz