Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре : специальность 10.02.19 - теория языка : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук /Иванищева Ольга Николаевна ; науч. консультант д-р филол. наук, проф. В. П. Берков ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 410 с. – Библиогр. – На правах рукоп.

популярных для современного носителя русской культуры песнях чаще всего встречается образ калины , рябины , березы , ивы , черемухи, яблони, клена и дуба .221 П ри этом рябина в песнях — символ одинокой женщины (СОШ), дуб и клен — символ одинокого молодца, береза — подруга и советчица, а также символ России. 222 Важным источником пополнения мифопоэтических ассоциаций являются сказки (народные и литературные). Подробная «фольклорно­ энциклопедическая» информация о животных представлена в РКП, где показано «бытование единицы в русском фольклоре и — минимально — в литературе (в первую очередь — в детской)» (РКП: 40). Характерные черты русских мифологических образов — часть фоновых знаний носителей языка, то, что он знает с детства. Эти черты «национально специфичны». Так, волк в русских сказках о животных — сильный, кровожадный, но недалекий, простоватый, глупый и жадный зверь, а в волшебных сказках — животное-помощник, спутник и спаситель главного героя (БТС; РКП: 64). В славянской же народной традиции определяющим в символике волка является признак «чужой» (Гура 1998: 8). А в средневековой Европе волк служил олицетворением злобы, хитрости, жадности и ереси (ЭСЗЭ: 99). Разновидностями народной символики может быть символика бытовая, которая представляет атрибуты повседневной жизни, факты обыденных явлений или современных праздников, явления литературной жизни как знаки, имеющие культурную функцию. Так, мимоза стала для русских атрибутом женского праздника 8 Марта (Шейнина: 148), фикус, желтые канарейки и семь слоников, выстроившихся по росту на эта- 221 См., напр., сборники популярных песен: Песни русской души 2000; Застолье по-русски 2000; Любимые песни уходящего столетия 2000. 222 Напр., в песнях «Березы» на слова В. Лазарева, «Хотят ли русские войны?» на слова Е. Евтушенко, «Березовый сок» на слова М. Матусовского. 239

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz