Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре : специальность 10.02.19 - теория языка : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук /Иванищева Ольга Николаевна ; науч. консультант д-р филол. наук, проф. В. П. Берков ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 410 с. – Библиогр. – На правах рукоп.

подъехали к Юрию Долгорукому, который, как известно, возвышается напротив ресторана «Арагви». А «Арагви» тогда считался лучшим , самым кавказским, самым вкусным и престижным рестораном Москвы (Рейн, 109). Важно представлять функциональную роль реалии, чтобы, на­ пример, в тексте правильно оценить отношение к герою со стороны остальных персонажей, представить типизированную картину этого восприятия в сознании носителей языка: С авоськой ходил. Почему-то именно авоська особенно бесила их — сначал жену, потом сестру (не она ли и подсунула?), а теперь вот и дочь. Сумка как сумка, только из тонких прочных вервиев (обычная сетка с ручками), убористая, в кармане можно носить — для продуктов милое дело. Когда-то все ими пользовались, а теперь редко встретишь. Все больше полиэтиленовые пакеты. Кому что. Ну взял он портфель вместо сумки продуктов купить, поставил под ноги, чтобы помидорчиков выбрать — теперь ни портфеля, ни документов. На авоську, может, и не позарились бы <...> Дед приехал, с авоськой. С чемоданом задрипанным, обвязанным веревкой. П-полковник! (Шкловский, ПА., 134). Действительно, авоська (как сетка вообще) — предмет, с трудом представляемый в руках современного человека, даже в России. В подобных случаях, пожалуй, устарела не просто и не столько реалия, сколько изменилось отношение к ней. Авосек (и сеток) уже не носят, как не носят кримпленовых пальто. Ср., например: Потом рассказывали: по коридору бродила молодая женщина странного вида — кримпленовое пальто (в 94-м году!) и суконные боты (Н. Толстая, 9). Функция реалии понимается как ее использование для определенных целей (для чего ?). Как элемент культурного компонента слова функция иногда является единственным дифференцирующим 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz