Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре : специальность 10.02.19 - теория языка : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук /Иванищева Ольга Николаевна ; науч. консультант д-р филол. наук, проф. В. П. Берков ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 410 с. – Библиогр. – На правах рукоп.

аппарат для приготовления чая, обычно в форме урны с резервуаром для древесного угля); a large metal container used esp. in Russia to boil waterfo r making tea (DELC). Ср.: самовар — металлический прибор для кипячения воды, с краном и ручками и внутренней топкой в виде высокой трубки или с электрическим нагревателем (БТС, ~ МАС, СОШ, РСМС-2). Интересно, что информацию о том, что вода в самоваре готовится для чая, в русских толковых словарях узнаём только из примеров в отличие от иноязычных дефиниций. И всё же в описании реалии, чтобы быть полным, не хватает ее символической значимости. Для русских само собой разумеется, что самовар — символ домашнего уюта и досуга .195 2. В дефиниции иноязычного толкового словаря к слову, обозначающему реалию, выделяются другие признаки, чем в толкованиях русских словарей. Например: vodka — osteuropeiskt, vanligen okryddat sades — eller potatisbrannvin (NEO) (восточноевропейская водка из зерна или картофеля, обычно без специй); urspr. ryskt okryddat sadesbrannvin, alkolholhalt ca 40 % (OFA) (по происхождению русская водка из зерна, без специй, с содержанием алкоголя 40 %). Русские словари представляют следующие признаки реалии: алкогольный напиток, представляющий собой смесь очищенного этилового спирта (40-56 объёмных %) с водой (БТС, МАС, СОШ, РСМС-2, БАС-2). Введение 195 Тимофеев 2000: 89-90; а также словарная статья Усамовара я и мояМаша в БСКС. Ср. мнение С. Скотта о том, что звук России - это звук самовара, когда он кипит (Skott 1983: 197). Ср. впечатление шведского путешественника В. Ланглета (1898 г.) о том, что созданию уюта в русском доме немало способствуют журчащий на столе самовар и исходящий от него аромат березовых углей (Чернышева 2004: 131). Иное мнение в современной литературе о русской ментальности: «А в качестве десерта русские очень любят чай , совсем не обязательно из рекламного самовара» (Сергеева 2004: 70). В объём страноведческих должны быть включены, по нашему мнению, и знания о Туле как о знаменитом в России центре производства самоваров. См.: ГР: 478; В Тулу со своим самоваром не ездят (Жуков: 63). 211

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz