Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре : специальность 10.02.19 - теория языка : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук /Иванищева Ольга Николаевна ; науч. консультант д-р филол. наук, проф. В. П. Берков ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 410 с. – Библиогр. – На правах рукоп.
пространенный зимний сорт яблок. Действительно, только знание о том, что антоновка — своеобразный символ средней полосы России (достаточно упомянуть известный каждому читающему русскому рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки»), что это старинный русский сорт, популярный своим ароматом, вкусом, неприхотливостью и большим значением в хозяйстве (антоновку мочат, добавляют в капусту при заквашивании и т. д.), дает достаточно материала для правильного 179 восприятия текста : к онечно, в саду была антоновка, потому что в каждом саду средней полосы России есть антоновка. С точки зрения носителя языка, тривиальные признаки эксплицируются благодаря стереотипизации действительности в 180 тексте . К акой-либо факт, описанный в тексте, вызывает «эффект узнавания», потому что отражает стереотипы национального поведения, которые, как известно, «позволяют ускорять процесс познания окружающей действительности и принятия решений. С их помощью осуществляется типологизация ситуаций и выбор ответных реакций» (Этнопсихологический словарь 1999: 249). С точки зрения не-носителя языка, тривиальные признаки при представлении, например, русской реалии в тексте на русском языке приобретают статус страноведчески ценных, так как предполагают знания о том, что, как и с чем связано в окружающем русского человека мире (у нее начинает колотиться сердце — она кладет под язык вали дол — значит, русские так обычно делают в подобных ситуациях и валидол — обычное средство в таких случаях). Сама же реалия, если она 179 См. очерк «Антоновка — антоновские яблоки» у А. А. Брагиной (1986: 14 17). 180 Ср. мнение авторов монографии «Национально-культурная специфика речевого поведения» о том, что «именно художественный текст в силу своей мифологичности и эмотивности служит источником появления и закрепления стереотипов» (Национально-культурная специфика речевого поведения 1977: 120); см. также: Дмитриева 1996. 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz