Иванищева, О. Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре : специальность 10.02.19 - теория языка : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук /Иванищева Ольга Николаевна ; науч. консультант д-р филол. наук, проф. В. П. Берков ; С.-Петерб. гос. ун-т. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2005. – 410 с. – Библиогр. – На правах рукоп.
теплый; телогрейка — зек. Знание культурного компонента лекси ческого значения слов помогает носителям языка «сориентироваться» в следующих текстах: — Чтоб вас всех разорвало, — с досадой проговорил старик в мокрой ушанке и ватнике. — Мне ж на Щелковскую! И куда я теперя? (Волос, 65); ...навстречу по полю к ним шел мужик в ватнике и ватных брюках, замызганных до такой степени, как будто он только что валялся в грязи (Попова, 69). Социальная принадлежность обладателей ватников в этих текстах для носителя языка не вызывает сомнений. Обязательные признаки, безусловно, важны для восприятия реалии, но не достаточны .162 Ч асто обязательные признаки в представлении содержания культурного компонента лексического значения слова дополняются частотными . Частотным признаком иногда становится далеко не сущест венный признак реалии. Так, реалия-слово самиздат представлена в толковых словарях следующим образом: в СССР: нелегальное бесцензурное размножение литературных произведений (БТС, -ЯИ, ТСЯС); samizdat (samisdat) — (inrattning for) hemlig tryckning och spridning av icke tillaten litteratur i det forna Sovjetunionen och dess satelitstater (NEO); olaglig utgivning av forbjuden inhemsk littera-tur i Sovjetunionen; otillaten skrift (OFA); a system in the former USSR by which books, magazines, etc., that were forbidden by the state were secretly printed (DELC). Ср. пример: Ничего подобного (о речи К. Г. Паустовского в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». — О. И.) до той поры 162 Ср. противоположную позицию логиков: «В понятии отражается совокуп ность существенных признаков, т. е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны (курсив мой. — О. И.), чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс» (Гетманова 1995: 27). 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz