История мурманской журналистики: учебно-методическое пособие.Мурманск, 2014.

планированный для выхода в регионе, повторяет тему того, что уже есть в базе. Например, рекламный отдел продает площади газеты под рекламу пылесосов разных или одной фирмы, следовательно, нужно подготовить справочный или полезно-развлекательный материал про технику. Готовый материал журналиста из федеральной газеты «Комсомольской правды» опубликуют в первую очередь. Но так как обязательным условием сущест­ вования региональной составляющей в общероссийском издании служит «региональная привязка», то местные журналисты обрабатывают материа­ лы из федеральной базы, добавляя в текст мурманскую специфику и фото­ графии. Таким образом, региональная редакция экономит время своих кор­ респондентов. Однако немалую часть местного контента для спецпроектов региональные журналисты «Комсомольской правды» полностью готовят сами, привлекая местных экспертов из различных областей. Разграничение двусоставности почти исчезает, если региональные спецприложения встроены в единую структуру издания. Двусоставность в этом элементе может исчезнуть только тогда, когда региональные страницы спецприложений по своей структуре, рубрикации, подаче материалов ко­ пируют или творчески развивают федеральные (Реснянская 2001: 34). Но в колонтитуле федерально-региональных газет чаще всего присутствует «маркировка» полос - региональные помечаются названием города, в кото­ рой распространяется газета. Поэтому необходимым условием для каждого регионального выпуска спецприложения является наличие географической привязки, т.е. в заголовках, лидах материалов, опубликованных в спецпри- ложении, должно читаться название географического объекта, где издается газета. Например, «Мурманский подросток упал с пятого этажа и остался жив», «Житель Кандалакши поселился в музее», «В Мурманске грядет прозрение». Во втором случае понятно, что ареал газеты не только город Мурманск, но и Мурманская область. Если же нет географической обу­ словленности в заголовках к статьям, то обязательно публикуется название региона в заголовках статей, например «Как мурманчанам выбрать путевку на море?». Одно из значений типологического признака спецприложений - ди­ зайна - создавать композиционно-графическое единство газеты. Эта харак­ теристика не терпит двойственности, если только не нужно подчеркнуть именно отличие одной структурной части —спецприложения, от другой — самой газеты, и выделить особые страницы. Региональные спецприложе­ ния, как и остальные местные полосы, не нуждаются в таком дизайнерском выделении. В итоге дизайнерское единство федерально-региональных га­ зет определяется простым профессионализмом региональных верстальщи­ ков, т.е. способностью воспроизвести композиционно-графический стиль, предложенный федеральной редакцией. Еще одной важной особенностью региональных спецприложений яв­ ляется то, что они должны выходить согласно определенной системе, кото­ 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz