История мурманской журналистики: учебно-методическое пособие.Мурманск, 2014.

Большую помощь пропагандистам и агитаторам оказывала газета «Полярная правда». Эта газета появилась 23 февраля 1920 года, называлась она сначала «Известия Мурманского Совета рабочих, солдатских и кресть­ янских депутатов», впоследствии «Северная правда», и только с 10 февраля 1921 года - «Полярная правда». С 1 июня 1931 года по решению окружного комитета ВКП(б) газета «Полярная правда» перешла на ежедневный вы­ пуск (Циркунов 2008:90). Маленькие, серые листки, едва заметный шрифт - таким был вид первых номеров «Полярной правда». И тем не менее, газета быстро приобрела популярность. Она, как и все советские областные изда­ ния, являлась рупором местного обкома ВКП(б). Через нее представители местной власти доводили до сведения населения директивы высшего и об­ ластного руководства. Но она явилась и центром культурной жизни Мур­ манска, ежегодно в ней проводились конкурсы среди молодых поэтов, именно там начинали свою работу А. Подстаницкий, К. Тюляпин и многие другие поэты, уже вошедшие в историю литературы мурманской земли. Очень быстро газета стала родной «Поляркой», ассоциируясь у населения с родным городом, с Севером, как один из элементов родной культуры. В первые дни войны в Мурманске появились «Окна «Полярной прав­ ды»: за первые два года войны они вышли 43 раза. Константин Алексеевич Тюляпин рассказывал, как появились «Окна «Полярной правды»: «Нам, журналистам и художникам, городской комитет обороны предложил «к штыку приравнять перо». Нужно было что-то немедленное, броское. Ну­ жен был плакат, яркий, может быть - гротесковый, с острым рифмованным словом. Уже не помню, кто первым вспомнил «Окна РОСТА». А что если попробовать и нам? На больших листах ватмана в две краски художник пи­ сал рифмованные тексты на злобу дня. Придумали даже подавать их в виде азбуки, начиная с буквы «А». Плакат делали в двух экземплярах и вывеши­ вали на Пяти Углах. Но даже не дойдя до буквы «Я», мы убедились, что от­ дача от этих рукописных изданий весьма незначительна. Нужно было соз­ дать массовый плакат, отпечатанный в типографии. Но на чем гравировать? Понадобился линолеум - в ход пошли запасы «Мурманскстроя», а потом линолеум стали сдирать с полов в зданиях, где это было возможно. Вместо граверного инструмента помогал медицинский ланцет. <...> Первое наше «Окно» вышло тиражом 600 экземпляров. Плакаты регулярно появлялись не только на улицах и площадях, в цехах и учреждениях, но и на фронте, на флоте. Я видел, как в Полярном заразительно хохотали у очередного плака­ та моряки-подводники. А смех убивает того, против кого направлен, и в то же время бодрит, вдохновляет тех, кто смеется. Подобную картину я на­ блюдал на Кандалакшском направлении в 101-м пограничном полку у пла­ ката, посвященного дерзким рейдам в тыл врага...» (Киселев 2002: 112). За годы войны общий тираж «Окон» достиг 34 тысяч экземпляров, 34 тысячи залпов по врагу сделали мурманские поэты и журналисты. Каж­ дый выстрел попадал в цель, потому что плакаты били безотказно и метко. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz