История мурманской журналистики: учебно-методическое пособие.Мурманск, 2014.

щают какое-либо актуальное, текущее событие: сообщают о приезде деле­ гаций, открытии выставок, анонсируют мероприятия. События освещаются локально. Поэтому всестороннего понимания состояния Баренцева сотруд­ ничества у читателей не складывается. Участие российских регионов, кро­ ме Мурманской области, во взаимодействии России и Скандинавии регио­ нальными СМИ практически не освещается. Один из основных факторов успешного функционирования Баренц сотрудничества и региона в целом, по мнению создателей концепции ре­ гионального строительства, заключается в формировании образов общей северной идентичности, межнационального чувства объединения. Факторы для такого единения имеются, а именно: общность природно-климатиче-ских условий, которые характеризуются суровым климатом, ранимой природой, значительной удаленностью от национальных центров, малой плотностью населения, а также общность исторических и торговых контактов между Норвегией и русским Поморьем и генетическое родство финского и ка­ рельского этносов. Одной из перспектив развития региона является фор­ мирование транснациональной северной идентичности (Northemness), ко­ гда население будет иметь определенное внутрирегиональное самосозна­ ние, противостоящее другим (внешним) регионам. С этой целью, полагает норвежский ученый Г. Хонелэнд, «необходимо убедить максимально боль­ шее число людей в области в том, что необходимо сформировать у северян всех государств региона понятие политической самости, т. е. идентифика­ ционную принадлежность к группе с общими интересами и перспектива­ ми». Идея создания транснациональной северной идентичности в рамках Баренц региона подвергается сомнению. Так, И.Н. Белобородова считает эту перспективу весьма отдаленной, так как, по ее мнению, северные евро­ пейские территории России, чаще обозначаемые как Русский Север, зани­ мают особое место в формировании этнорегиональных образов, поскольку устойчиво воспринимаются обыденным и отчасти научным сознанием как «монолитная» «древнерусская» культура, сохранившая в «первозданном» виде главные культурные достижения наших предков (Белобородова 2000). Хотя культуры, входящие в культурное пространство Баренц региона, являются некомплиментарными (славянская, финно-угорская, германская), тем не менее общность геополитических, экономических и культурных ин­ тересов всегда в истории народов позволяла говорить о некоем региональном единстве на разных уровнях. В рамках нашего исследования более акту­ альной представляется идея региональной идентичности (см. об этом: Ива­ нищева 2008). Под региональной идентичностью понимается осознание че­ ловеком принадлежности к общности людей, отграниченной от других оп­ ределенными территориально-административными границами. Она может быть рассмотрена как высокая степень адаптации к данному месту. Поэтому, как справедливо утверждает И.А. Разумова, признание себя северянином строго не детерминировано ни этнической принадлежностью, ни длительно­ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz