История мурманской журналистики: учебно-методическое пособие.Мурманск, 2014.
щают какое-либо актуальное, текущее событие: сообщают о приезде деле гаций, открытии выставок, анонсируют мероприятия. События освещаются локально. Поэтому всестороннего понимания состояния Баренцева сотруд ничества у читателей не складывается. Участие российских регионов, кро ме Мурманской области, во взаимодействии России и Скандинавии регио нальными СМИ практически не освещается. Один из основных факторов успешного функционирования Баренц сотрудничества и региона в целом, по мнению создателей концепции ре гионального строительства, заключается в формировании образов общей северной идентичности, межнационального чувства объединения. Факторы для такого единения имеются, а именно: общность природно-климатиче-ских условий, которые характеризуются суровым климатом, ранимой природой, значительной удаленностью от национальных центров, малой плотностью населения, а также общность исторических и торговых контактов между Норвегией и русским Поморьем и генетическое родство финского и ка рельского этносов. Одной из перспектив развития региона является фор мирование транснациональной северной идентичности (Northemness), ко гда население будет иметь определенное внутрирегиональное самосозна ние, противостоящее другим (внешним) регионам. С этой целью, полагает норвежский ученый Г. Хонелэнд, «необходимо убедить максимально боль шее число людей в области в том, что необходимо сформировать у северян всех государств региона понятие политической самости, т. е. идентифика ционную принадлежность к группе с общими интересами и перспектива ми». Идея создания транснациональной северной идентичности в рамках Баренц региона подвергается сомнению. Так, И.Н. Белобородова считает эту перспективу весьма отдаленной, так как, по ее мнению, северные евро пейские территории России, чаще обозначаемые как Русский Север, зани мают особое место в формировании этнорегиональных образов, поскольку устойчиво воспринимаются обыденным и отчасти научным сознанием как «монолитная» «древнерусская» культура, сохранившая в «первозданном» виде главные культурные достижения наших предков (Белобородова 2000). Хотя культуры, входящие в культурное пространство Баренц региона, являются некомплиментарными (славянская, финно-угорская, германская), тем не менее общность геополитических, экономических и культурных ин тересов всегда в истории народов позволяла говорить о некоем региональном единстве на разных уровнях. В рамках нашего исследования более акту альной представляется идея региональной идентичности (см. об этом: Ива нищева 2008). Под региональной идентичностью понимается осознание че ловеком принадлежности к общности людей, отграниченной от других оп ределенными территориально-административными границами. Она может быть рассмотрена как высокая степень адаптации к данному месту. Поэтому, как справедливо утверждает И.А. Разумова, признание себя северянином строго не детерминировано ни этнической принадлежностью, ни длительно 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz