История мурманской журналистики: учебно-методическое пособие.Мурманск, 2014.

териалам (спецприложениям) в газете «Комсомольская правда» - «Тол­ стушка». Это свидетельствует о том, что газета является признанной фор­ мой проведения досуга, и что особенно важно - она вписана в быт мур­ манчан как постоянный источник получения информации. Скорее всего, такая популярность газеты объясняется ограниченными возможностями организации свободного времени ввиду ухудшения материального положе­ ния населения. Газета на сегодняшний день является наиболее дешевой и доступной формой проведения досуга (источник информации плюс вло­ женная телепрограмма). Чтобы привлечь крупных игроков на рекламном рынке города - банки, страховые компании, в четверговом номере издания выходят такие, как «Личные деньги», «Люди дела». Думается, и «инновационной смерти» российской региональной журналистики в ближайшее время не произойдет, так как читатели и не требуют большего от своей газеты, чем она им может дать. Вопрос третий : соответствует ли тенденции развития региональной газеты менталитету ее читателей? Снижение тиражей - важный показатель невостребованное™ регио­ нальной прессы. В Мурманской области в этом плане ситуация обстоит так же, как и в других регионах. Газета «Мурманский вестник» за 20 лет с 1991 по 2011 гг. снизила свой тираж на 85% (от 40 ООО до 6 ООО экземпляров), газета «Вечерний Мурманск» с 1995 по 2011 гг. снизила тиражи на 80% (с 30 000 до 5 811 экземпляров). По мнению В. Касютина, против областной прессы сегодня работает масса факторов: несформированная региональная идентичность населения (за исключением национальных республик), не­ померные затраты на распространение, растущая конкуренция в центрах регионов, малочисленность аудитории, заинтересованной в качественной информации и т.д. (http://www.old.joumalist-virt.ru/mag.php?s=200803351) . Рассмотрим степень сформированности региональной идентичности Мурманской области. Мурманская область - специфический геополитический регион, ко­ торый определяется как северный приграничный регион и часть Баренц региона. Баренц регион занимает ту часть Европы, которая находится за Полярным кругом, и охватывает территорию в 1,23 млн км2. Баренц регион - политический бренд Мурманской области и основ­ ной козырь в международном сотрудничестве на Севере. Посмотрим, на­ сколько актуально это сотрудничество для рядового жителя, а значит, чита­ теля. Как показал опрос, знает о Баренцевом регионе в большинстве своем молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, большинство из них хотят об этом со­ трудничестве узнать больше. Из них регулярно читают газеты только каж­ дый третий. Часто молодые респонденты используют другой источник ин­ формации - Интернет. Опрошенные в возрасте от 31 до 50 лет осведомле­ ны о Баренц регионе гораздо меньше. Журналистские материалы о Баренц сотрудничестве в региональной прессе, в основном, информативны, осве­ 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz