История мурманской журналистики: учебно-методическое пособие.Мурманск, 2014.

года до пяти лет, 24% - меньше года. Большинство респондентов участву­ ют в программах льготной подписки - 63%. В ответе на вопрос: «Почему вы выписываете это издание?» - респонденты ответили, что данное изда­ ние они предпочитают как источник свежих новостей (86%), авторские ма­ териалы и красочные фотографии привлекают 14% респондентов, из-за те­ левизионной программы и рекламных материалов издание выписывают 10% мончегорцев, 4% выписывают «Мончегорский рабочий» из-за публи­ кации в издании решений Совета города и постановлений городской адми­ нистрации. 7% респондентов ответили, что данному изданию нет альтерна­ тивы, поэтому приходится выписывать его. На вопрос о тематических предпочтениях респонденты указали, что предпочитают читать материалы о социальной сфере (60%), об экономике (50%), о политике (39%), о спорте (10%), о культуре (17%). Таким образом, местные СМИ представляют своему читателю то, что он ждет от них. Мнение о том, что региональная газета должна стать рупором демократического развития общества, в нашей стране приобрета­ ет несколько искаженное восприятие. «Официальные газеты», конечно, представляют мнение властей2. А в остальном они стараются писать о том, что волнует обычного жителя города или поселка. Нас, обычных жителей, волнует, как оказалось, почему нет горячей воды, а не то, что сказал оче­ редной депутат очередной Думы. Поэтому «содержательная» смерть ре­ гиональной журналистике не грозит, так как она пишет о том, о чем не бу­ дет писать столичная газета. Другое дело, что региональные газеты, освещающие одни и те же ме­ стные события, конкурируют друг с другом: кого из них выберет читатель, чтобы прочитать об интересующем его событии? П. Бурдье считает, что кон­ куренция, вместо того, чтобы породить нечто оригинальное и отличное от других, стимулирует единообразие предложений: появляется желание рас­ сказать о книгах, о которых «нельзя не упомянуть» потому, что их заметили другие. Конкурентная борьба, по мнению французского социолога, приводит не к дифференциации, а к унификации. Журналисты воруют друг у друга передовицы, авторов редакционных статей, сюжеты (Бурдье 2002: 97, 136). Материал о традиционном фестивале спорта «Мурманская миля-6», который проходил в г. Мурманске 25 июня 2011 г., был представлен в двух ведущих газетах Мурманской области - городской газете «Вечерний Мур­ манск» и областной газете «Мурманский вестник». В обеих газетах опуб­ ликована программа фестиваля и краткий обзор программы. В газете «Ве­ черний Мурманск», кроме прочего, дано интервью с председателем коми­ тета по физической культуре и спорту администрации города Мурманска 2 Ср. мнение В.Толстова: слово «официальная» в данном контексте надо понимать как получающая деньги на издание из регионального бюджета. Этих газет хватает везде. Забавно, что корреляции между доходами бюджета и количеством «прикормленных» изданий не существует (Media-Day.ru.25.05.2011) 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz