История мурманской журналистики: учебно-методическое пособие.Мурманск, 2014.

человека чувство пустоты. Как ни парадоксально, глобализация идет под руку с локализацией. В роли доброго соседа выступает газета, которая компенсирует недостаток личностного общения (Галкина 2008: 110). Изучение тематического и жанрового разнообразия местных газет Мурманской области «Кировский рабочий» и «Мончегорский рабочий», про­ веденное студентами-выпускниками специальности «Журналистика» Мур­ манского государственного гуманитарного университета в 2009-2010 гг.1, по­ казало картину тематических и жанровых приоритетов региональных газет. «Главные новости» «Кировского рабочего» за 2009 г. отличаются пе­ стротой, однако доминируют материалы по социальной тематике (58,5%). Далее идут «главные новости», связанные с экономической сферой (18,5%). Меньше всего «главных новостей» было посвящено культурным (9%) и спортивным (7%) событиям. Наблюдается явная тенденция выносить на первую полосу позитив­ ные материалы, что можно определить как пропаганду идеологии благопо­ лучного функционирования городов Кировск и Апатиты. Кроме того, такие материалы создают желание купить газету. Газета «Кировский рабочий» относится к группе периодики, где ин­ формационные жанры значительно доминируют над остальными (75% ма­ териалов от их общего количества). Как отмечают исследователи, если 50-60% публикаций выполнены в 4-6 жанрах, то это сокращает возможно­ сти воздействия на аудиторию, влияет на контакт с читателем. Однообразие жанров считается неблагоприятным явлением в деятельности современной прессы (Антонова 2006: 179). Одной из причин жанрового однообразия га­ зет считается отсутствие в редакциях квалифицированных сотрудников. Дефицит журналистского мастерства особенно наблюдается в изданиях с малым ареалом распространения, где почти нет профессиональных журна­ листов. Корреспонденты местных изданий часто не владеют в должной ме­ ре жанровыми ресурсами газеты, их профессиональная культура в этом от­ ношении явно не достаточна. Хотя в «Кировском рабочем» отсутствуют сотрудники со специальным образованием, но уровень их профессиональ­ ного мастерства многие оценивают как достаточный: у многих из них опыт работы более пяти лет. По данным подписки, читательская аудитория городской газеты «Мончегорский рабочий» состоит, в основном, из людей пожилого возраста и пенсионеров. По результатам опроса выявлено, что читательская аудито­ рия преимущественно представлена пенсионерами от 45 лет до 81 года - 64%, работающих подписчиков - 28%, студентов - 8%. Подписчики данно­ го издания имеют среднее полное (56%), среднее неполное (17%), высшее (17%), высшее неоконченное (10%) образование. 58% респондентов выпи­ сывают «Мончегорский рабочий» более 20 лет, 14% - более 10 лет, 4% - от 1 В настоящей статье здесь и далее использованы материалы работ А. Богдановой, М. Амбуловой, О. Петровой, Ж. Гугуновой, выполненных под руководством автора. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz