История мурманской журналистики: учебно-методическое пособие.Мурманск, 2014.
Вторая группа исследователей полагает, что современная региональ ная пресса, в силу своего многообразия, служит «атомизации» и индиви дуализации регионального сообщества, разобщает и изолирует людей, иг рает значительную роль в деле манипуляции общественным мнением (Ко ровин 2005: 8). По мнению одних, в региональных СМИ ярче, чем в обще российских, выражена «псевдодемократичность», так как они полностью зависимы от местной власти, по мнению других - региональные журнали сты работают в условиях как подданнической, так и партисипаторной по литической культуры регионального общества (см. об этом, напр.: Усмано ва 2007: 101; Рябова 2010: 7-8). Главной проблемой региональных печат ных изданий все последние годы остается проблема взаимодействия с ме стными властями (Средства массовой информации России 2005: 263), госу дарственного регулирования региональной прессы (Касютин 2011). При этом региональная пресса по-прежнему остается важнейшим инструмен том политической борьбы (Сарасов 2003: 3). По мнению М.В. Шкондина, жизнь регионов, их мнения, предложения, опыт, критика с мест находят слабое отражение на страницах общероссийских печатных изданий, сами региональные издания, преодолевая экономические и иные трудности, вы живают, хотя сильна их зависимость от властных и коммерческих структур, рекламных инвестиций, невелик покупательский спрос многих категорий читателей (Шкондин 2009: 10,16). Смерть печатной прессы произойдет под натиском бурно растущего Интернета, а также новых цифровых каналов коммуникации, прежде всего мобильной телефонии? Или региональная пресса вымрет просто потому, что ее перестанут покупать или выписывать? Важный субъект массовой коммуникации - это ее адресат: читатель, зритель, слушатель. Поэтому ин тересно рассмотреть эффективность работы региональной прессы с точки зрения ее читателя, его запросов, потребностей и менталитета. На 1 июля 2011 г. по данным Единой информационной системы Роскомнадзора на территории Мурманской области зарегистрированы 223 предприятия СМИ, из них 129 газет, журналов - 24, аудиовизуальных СМИ-40, из них телевещательных компаний - 18, радиовещательных - 32. Вопрос первый: соответствует ли тематическое и жанровое разнооб разие региональной газеты запросам ее читателей? По поводу востребованности региональным читателем своей газеты существуют разные мнения. С одной стороны, по заключению Комиссии Общественная палата в 2010 г,, региональная пресса в освещении проблем, волнующих жителей России, заметно расходится с самими россиянами (http://www.infox.ru/authority/state/2010/02/16/ smi_pishut_nye__ojo.phtml). С другой стороны, есть мнение, что коммуникативный фактор играет большую роль в развитии региональной прессы. Стремление к чтению ре гиональной и местной периодики является одним из проявлений процессов глобализации. Мировые технологии и глобальные сети оставляют в душе 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz