История мурманской журналистики: учебно-методическое пособие.Мурманск, 2014.
хочу за все отвечать сама», «Скорее всего, голосовать не буду», «Боюсь но вого кровопролития», «Ориентацию не меняю» (Мончегорский рабочий 1996ж: 1). Проведенный нами анализ заголовков свидетельствует о том, что они соотносятся с текстом, интерпретируя в себе его содержание. В опи санных нами заголовках доминирует прагматическая, оценочная функция. Это тенденция прослеживается в большинстве российских газет и журналов. «В заголовках статей из русских газет и журналов доминирует прагматиче ская функция: автор фокусирует свое отношение к описываемому факту, учитывая ценностные ориентации и пристрастия адресата» (Мельцер 1999). В наиболее кризисные моменты новейшей истории России, в частно сти в период девальвации рубля, в «Мончегорском рабочем» над политиче ской тематикой преобладала социальная. На протяжении 1991-1998 годов главной темой публикаций были проблемы уровня жизни населения: дохо ды и обеспеченность продовольствием. Например, в сентябре 1991 года газета дважды за месяц сообщала о ценах на потребительском рынке горо да (Мончегорский рабочий 1991г, 1991д). По просьбе читателей публико вались таблицы цен на плодоовощную продукцию в городах Мурманской области, делался прогностический анализ цен. В августе - сентябре 1998 года в период резкого снижения курса руб ля и обесценивая денег в каждом номере газеты выходили редакционные материалы под рубрикой «Куда падаем?». Публиковались интервью с руко водителями области, города, комбината «Североникель», городских орга низаций, предпринимателями. В номере от 12 сентября интервью газета дал губернатор Мурманской области Ю.А. Евдокимов (Мончегорский ра бочий 1998р), материал вышел под заголовком «За Мончегорск я спокоен». В номере от 10 сентября генеральный директор комбината «Североникель» рассказал, как работает предприятие в условиях финансового кризиса (Мончегорский рабочий 1998п). Газета публиковала мнения простых горо жан о ситуации в стране. Так, в номере за 8 сентября газета размешает це лую полосу с высказываниями мончегорцев. Они ответили на вопросы: 1) Что вы испытали и пережили за последнюю неделю?; 2) Как власть, на ваш взгляд, была бы сейчас уместна? (Мончегорский рабочий 1998о). Та ким образом, газета строила диалог с аудиторией, она старалась объеди нить читателей для решения стоящих перед страной проблем. На данном периоде своего развития газета «Мончегорский рабочий» доказала утверждение В.Ф. Олешко о том, что в связи с особенностями восприятия информации российской аудиторией «отечественному читате лю... важно показать, что по одной и той же проблеме может существовать несколько мнений», он «предпочитает получать целостное представление о событии, разностороннюю оценку проблемы» (Олешко 2002: 12). Для по вышения действенности журналистских материалов нужно подавать их с разных точек зрения. Чем шире они представлены на страницах газет, тем большую часть потенциальной аудитории она соберет. 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz