История мурманской журналистики: учебно-методическое пособие.Мурманск, 2014.

статьи. Редко встречаются новости, заметки, отчеты, письма читателей, коллективные обращения. В качестве примера можно привести строки из передовой статьи «Большевистскими темпами», опубликованной 9 октября 1937 года, когда в Мончегорске стало известно о присвоении рабочему поселку статуса горо­ да. «Социалистическое строительство и большевистские темпы! Эти слова означают эпоху великих дел. Социалистическое строительство и больше­ вистские темпы - это труд десятков, сотен, тысяч и миллионов людей, под руководством партии Ленина-Сталина свергнувших ненавистный капита­ листический гнет и успешно побеждающих дикую природу...» (В бой за никель 1937). С 1 января 1939 года газета сменила свое название на «Северный ме­ таллург» - орган горрайкома ВКП(б), Мончегорского горсовета и строи­ тельства Североникель. Новое название наиболее полно отражало очеред­ ной этап развития города и комбината, так как в октябре 1938 года комби­ нат выдал первый штейн, а 23 февраля 1939 года - первый огневой никель. «Северный металлург» фактически стал официальной городской партий­ ной газетой. Таким образом, в первые годы своего существования газета оказыва­ ется полностью подчиненной политической системе. Устанавливается ее формат, периодичность рубрик, разделов. К началу Великой Отечественной войны концепция партийной местной прессы в газете «Северный метал­ лург» в своих основных чертах сформировалась. Важный элемент концеп­ ции - управление газеты со стороны партийных органов. Основная цель издания - идеологическое обеспечение партийных решений, поддержка Советской власти. Газета полностью удовлетворяла требованиям власти. Содержание и оформление газеты подвергалось партийному контролю, цензуре. Аудитория газеты - все слои населения. Универсальность аудито­ рии - еще один немаловажный элемент ее концепции. Каждый житель го­ рода должен был найти в газете важную и полезную информацию. «Север­ ный металлург» был похож на газеты других регионов, которых к 1940 го­ ду насчитывалось более 8 ООО(Печать СССР за 50 лет 1967: 190). Война изменила весь облик советской печати. Более чем в два раза сократилось число центральных газет. Перестали выходить многие отрас­ левые издания, некоторые специализированные были объединены. Значи­ тельно сократилось число местных изданий. Принятые меры по пере­ стройке печати были вынужденными и позволили преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте (Кузнецов 2003: 280-281). Во время газета «Северный металлург» стала выходить два раза в неделю - по четвергам и воскресеньям. Число полос сократилось с 4 до 2. В газете публиковались оперативная информация от Советского ин­ формационного бюро (оно было создано 24 июня 1941 года для более опе­ ративной передачи событий на фронте и в тылу), письма с фронта, заметки 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz