Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.

знания носителя языка. И дело не в том, что в словнике присутствуют слова, объяснения которых не требуется для тех, для кого русский язык является родным: арбуз, базар, баня, береза, блин, бревно, бочка, ворота, горох, гриб, грибной, деревня, зерно, картошка, каша, коза, козёл, конь, кобыла, корзина, корова, курица, мука, петух, пила, пирог, тела, рак, ручей, сало, а в том, как некоторые их этих слов толкуются в словарных статьях. Например, толкование слова гриб как особого растения, состоящего из корешка и мясистой шляпки вряд ли удовлетворит потребности носителя русского языка и русской культуры. Опора на понимание не подразумевает толкование слов на таком уровне, скорее наоборот, читатель ждет от словаря большей информативности. Культурологические словари реалий должны, как и энциклопедические, удовлетворять потребность носителя языка в углублении уже имеющихся знаний, но они отличаются от энциклопедических словарей тематическим принципом подачи материала. Тематический принцип классификации опирается на понятие тематической группы, которая представляет собой объединение слов, находящихся в отношениях семантической близости и как следствие этого представляющие один компонент материальной культуры народа. Путь от понятия к слову лежит в основе идеографических словарей. Идеологические (т. е. идеографические) словари — это словари полностью или частично использующие принцип классификации речевых фактов (жалость входит в понятие альтруистических чувств, а они в понятие чувства вообще, те, в свою очередь, в категорию психических явлений). Различие идеографических тезаурусов и тематических словарей во многом определяется тем, что является объектом лексикографического описания — класс понятий, обозначающий абстрактные отношения и формы существования материи, и класс понятий, обозначающий собственно материальный мир во всем его разнообразии. По мнению Ю.Н. Караулова, структура идеографических словарей составляет один из компонентов «картины мира», хотя идеологическая позиция автора накладывает свой отпечаток на иерархию отношений94. Тематическая классификация как классификация предметов материального мира отражает реальные связи и отношения, существующие в культуре данного народа. Тематический принцип подачи материала создает условия для более полного представления культурного компонента значения слова. Действительно, представление о материальной культуре народа конкретизируется, если есть возможность представить каждую ее часть как элемент системы. В этом смысле словари, построенные по тематическому принципу, можно назвать культурологическими. 94Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976. С. 249-259. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz