Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.

для изготовления пряжи, чаще овечья или верблюжья) [СРС, 372]; вугкесь улл - густая шерсть [СРС, 52]; субпесь улл - мягкая шерсть [СРС, 328]; улл коаррътъюввенЬ - вуайй поаннэ - шерсть расчесана - можно прясть [СРС, 119]. Из шерсти («улл») саамские женщины вязали орнаментированные варежки («вбаххц»), чулки («суххк»), носки, летние головные уборы в виде шлемообразных колпаков. Нестаночным способом они ткали и плели различные узорные пояса («пуэгень»). На ткацких станах саамы изготовляли шерстяные одеяла, известные под названием «лапландские покрывала». Шерсть получали от овец белого цвета, которых держали в небольшом количестве. Нить пряли двумя способами: с помощью веретена и прялки («куэззель») или только с помощью веретена. Последний способ прядения, широко бытующий и в настоящее время, был зафиксирован также финляндскими исследователями, побывавшими в первые десятилетия нашего века в Русской Лапландии, что свидетельствует о его традиционности у кольских саамов. Он заключался в том, что пря­ дильщица сучила нить на веретене из кудели, положенной рядом. Сведений о таком виде прядения у других народов у нас нет. Возможно, он являлся одним из наиболее древних способов, предшествовавших прядению нитей с помощью более совершенного орудия - прялки [КСМ 1993, 94]. Саамы использовали также овечью шерсть, которая шла на изготовление разноцветных нитей для чулок, рукавиц., обор для обуви и поясов для одежды...В качестве отступления заметим, что саамы хорошо владели и владеют собственно прядением нитей (шерстяных), и хотя этот процесс схож с таковым у других народов, однако он несет отпечаток своеобразия, причем опять же типологического характера, уже утраченного, очевидно, другими народами. Дело в том, что, наряду с использованием при прядении прялок, они хорошо владеют искусством изготовления нитей и без них - только при помощи веретена, снабженного пряслицем. Для этого из хорошо вычесанной на прямоугольных щетках с металлическими зубцами шерсти они делают кудель и кладут ее рядом с собой27. Нити из кудели сучат левой рукой, вращая правой веретено с массивным пряслицем. Веретено (ноалльтэ) вырезано из березы круглой формы, оно утолщается в середине и сужается к верхней и нижней части. На нижнюю часть веретена надевали округлое пряслице (ноалльтэ выйем), изготовленное из корня березы или рога оленя. Размеры ноалльтэ выйем довольно большие: диаметр 4-6 см, ширина в центре около 2 см. Форма пряслиц сфероидная, выпуклая в центре и сужающаяся к краям. В центре изделия делалось коническое отверстие для надевания его на нижнюю часть веретена. Бытуют среди саамов и прялки (куезель). Автору приходилось видеть подобные изделия двух конструкций: вырезанные из одного куска дерева — комля вместе с корневищем и очень узкой лопастью, переходящей в широкую ножку прялки; складывающиеся прялки. В последние между ножкой и донцем вставлялась вращающаяся 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz