Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.

образом приготовленной сосновой корой. Самуэль Рен довольно подробно останавливается на этом. Поскольку шведский текст очень длинен, я оставлю только латинский перевод: «Лапландцы обыкновенно сдирают кору с сосен почти у самого корня и собирают тщательно тонкие, как бумага, внутренние оболочки, очищают их и кладут на солнце, чтобы они хорошенько подсохли. После этого измельчают их и ссыпают в довольно большие берестяные коробки, которые зарывают в землю, засыпая их песком. Там они остаются целые сутки. Затем над тем местом, где зарыты эти берестяные коробки, разводят большой костер. Содержимое их таким образом проваривается в своем соку под землей и превращается в красную массу, издающую приятный запах» [ШФР, 245].Чтобы сварить эту кашу, саамы с осени запасались сосновой корой. С дерева снимали внутренний слой и подвешивали его над огнем сушиться, после чего толкли, смешивая с мукой, а если муки не было, то варили, добавляя растительное масло [БЛШ, 154]. Бедные саамы западных селений вместо хлеба принуждены были пользоваться сушеной сосновой корой, примешивая ее к муке или заготавливая сосновую кашу, приправленную рыбьим жиром. Добывали сосновую кору следующим образом. При помощи костяного орудия, называемого «чуэтькэм» со срубленной сосны сдирается кора. Далее женщины вторым орудием, называемым «колом» или «каллым», представляющим собою немного более чайной ложки плоскую кость с заостренными краями снимают внутренний (белый) слой коры. Содранную белую массу подвешивали над очагом и сушили, затем толкли и сосновую «муку» потребляли в ранее указанных видах [ВЛК, 47]. пёссъ- береста [АА; СРС, 181; ССРРС, 72]. Комм.: Берестяные изделия, обладавшие легкостью, прочностью и возможностью изготовления их в любых бытовых условиях, являлись очень распространенной утварью при полукочевом образе жизни кольских саамов... Предварительная подготовка бересты для изделий требовала специальных навыков. Кору с березы снимали ранней весной, когда дерево находилось еще в соку. Непосредственно перед изготовлением предметов обихода бересту держали на жаре у огня, после чего она становилась эластичной и ей можно было придать любую форму, не боясь образования трещин (Itkonen, 1921, s. 94). При «шитье» берестяных изделий саамские женщины пользовались костяным шилом, которым предварительно делали дырочки на материале, затем расщепленным сосновым корнем сухожиль­ ными нитями «шили» берестяной предмет наметкой, а также верхошвом, как при шитье одежды. Из бересты изготовлялись самые различные по назначению изделия. Это прежде всего туеса, солонки, чаши для хранения сыпучих продуктов, короба для мелких домашних предметов, а также берестяные скатерти. Подобные разнофункциональные изделия характеризовались значительным обилием форм. Это высокие 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz