Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.

Комм.: ср. сулль - соль [СРС, 331], суййн - трава, сено [СРС, 330; ССРРС, 88]. Из трав щавель был единственной зеленью, которую саамы употребляли в пищу в сыром виде [БЛШ, 158]. Раньше мы не готовили его, сырым ели, а сейчас вот я готовлю, щавель солю на зиму [АА]. sutlrass - щавель [СОСД, 46]. Комм.: ср. рассь - 1. зелень собир., солодая трава; флора, растительность; 2. зелень собир., овощи [СРС, 288]. suflsujjn - щавель [СОСД, 46]. Комм. см. сулль суййн. Дикий лук лоафкхэсс - дикий лук [АА; ССРС, 51]. Комм.: Зато дикий зеленый лук, растущий по берегам водоемов, пользовался большим спросом [БЛШ, 152]. На болотах или берегах рек и озер саамы собирали дикий лук, связывали в пучки и опускали в рыбный суп. Когда он становился мягким, ели отдельно от супа [БЛШ, 158]. В Терской лопи пока не удалось наблюдать употребления в пищу иных местных растений, кроме дикого лука и ягод: морошки, вороники, черники и др. [ЧРН 1930, 96]. На склоне оврага, что по дороге к озеру, я любил отдохнуть и сейчас же без труда находил побеги лугового чеснока. Насобирав полдюжины луковок, я относил их Марине, у которой столовался [ЧРН 1972, 30]. Мы их собирали, пучками завязывали, не резали. Пучками завяжем и когда хочется вкуса лука, а вкус и запах лука знаем, пучок этот бросишь в суп, какой варишь там. Потом вытаскиваешь, выбрасываешь. Да и вареный даже ели. В летнее время ели, на зиму не собирали [АА]. najhcES - лук [КРТ 2009, 158]. Комм.: см. лоафкхэсс. Можжевельник кэскас - можжевельник [СОСД, 39; ССРРС, 47; АА]. Комм.: Лишь настои березовых почек и ягоды можжевельника имеют свое определенное назначение; их дают всегда при простудных заболеваниях с повышенной температурой и колотьем в боках [ИвД, 114]. Ветки можжевельника, дымом которого окуривали жилище больного и его вещи, использовались в случае инфекционных заболеваний или для очищения организма. Причем вода, в которой запаривали ветки можжевельника, также обладала очистительными свойствами. Ягоды можжевельника 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz