Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.

заключается в том, что после отела в начале июня саамы отпускали своих оленей на свободу и они паслись без присмотра пастухов все лето, а саамы в это время жили в погостах и занимались рыболовством47. Циклический характер саамского хозяйства подтверждается кочевой хозяйственно-мифологической моделью мира саамов, описанной Н.М. Теребихиным, в которой шкура убитого оленя, брошенная в реку, возвращаясь в свою родовую стихию, превращалась в лосося, а, когда рыбачки вылавливали ее, рыба превращалась в оленя. Подрастая, олень приобретал черты летящего существа, превращался в птицу, которая становилась добычей мужчины-охотника48. Имание оленей происходило в октябре по первому снегу и состояло в том, что пастухи обходили территорию пешком с навьюченными (ручными) оленями, которые везли снаряжение. Поймав с помощью аркана несколько ездовых быков, объезжали тундру на кережках. Разбредшихся оленей приманивали особыми гортанными криками, а также с помощью колокольчика и оленегонной собаки49. С конца XIX века на Кольском полуострове параллельно саамской системе выпаса существовала ижемско-самодийская, а с началом коллективизации в 1930-х годах произошел переход с саамской на коми- ижемскую систему и оленей стали выпасать в течение всего года под наблюдением пастухов с собакой. Кроме того, вследствие смешения с мелкими тундровыми ижемскими оленями постепенно стала другой и сама порода оленя. Такое изменение элементов материальной культуры не могло не отразиться в языке народа, о чем свидетельствуют заимствования из коми и ненецкого языков, обнаруженные нами в лексике оленеводства саамского языка. Как известно, ижемцы заимствовали оленеводство в середине XVIII в. от ненцев, при этом оба народа жили в зоне расселения саамов в восточной части Кольского полуострова в конце XIX-начале XX века, куда они переселились из Ижемско-Печорского из-за массового падежа оленей50. В 1970-х гг. оленеводческие хозяйства полуострова перешли к полувольному выпасу с использованием давнего саамского приема - изгородей. Особенности саамской охоты нашли отражение в работах 46 Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX в. С. 19-34. Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX в. С. 26. Теребихин Н.М. Метафизика Севера: Монография. Архангельск: Поморский университет, 2004. 272 с. Лукьянченко Т.В. Традиционные хозяйственные занятия // Прибалтийско-финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. С. 66-77. Лукьянченко Т.В. Традиционные хозяйственные занятия. С. 71. 1S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz