Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.

шпангоутами, которые приколачивались к доскам деревянными гвоздями. Швы и другие отверстия заделывали мхом и просмаливали. Лодка имела обычно три плоских лопатообразных весла: два гребных, которые укреплялись ближе к носу, и рулевое (двустороннее) - на корме. Уключины делались из бересты или веревок и прикреплялись с помощью колышков. Иногда для управления употребляли также шест. Подобная лодка вмещала в себя не более 4 человек. Достоинства таких лодок, по словам саамов, заключаются в том, что они были достаточно легки как в управлении на воде, так и для перетаскивания их по суше, Кроме того, они поднимали от­ носительно много груза, сравнительно редко переворачивались и благодаря своим высоким бортам мало зачерпывали воды... В конце XIX - начале XX в. у саамов Кольского полуострова был распространен еще один вид лодок, заимствованный, по-видимому, от русского населения. Это так называемый карбас - довольно большая, двух- или четырех весельная килевая лодка с выдолбленным из целого дерева днищем и нашивными бортами. На таких лодках обычно плавали по озерам. Она по основной своей конструкции и технике изготовления (тоже смешанной) мало чем отличалась от челнока, но была массивнее, больших размеров (вмещала от 6 до 10 человек) и имела более выступающий киль. Кроме карбасов у кольских саамов были распространены построенные путем той же техники, но значительно больших размеров шестивесельные лодки (по-русски «тройник») грузоподъемностью от полутора до двух тонн, на которых также плавали под парусом. Они применялись для переездов и промысла вдоль морского побережья [ЛУК 1971, 62-65]. Повсеместно распространены двухвесельные лодки (вэнс), очень легкие и устойчивые, от 6 до 8 метров длины и от 1 до 1,5 метров ширины. В морских заливах и в устьях рек пользовались лодками больших размеров, но редко крупнее четырехвесельных. Раньше саамские лодки славились своею легкостью и прочностью. Днищем служила выдолбленная береза или осина, борта изготовлялись из 3-4 досок, сшитых деревянными гвоздями, древесными корнями или оленьими жилами. Деревянными гвоздями при изготовлении легких лодок саамы пользовались и до последнего времени, но уже вовсе не встречается карбасов, сшитых древесными корнями или жилами; во всех случаях предпочитают пользоваться железными фабричными гвоздями. Оснащение промысловой лодки состояло из весел, прикрепленных к деревянной уключине веревкой, прямого паруса, мачты и рулевого весла. Некоторые рыбаки устанавливали на лодке ворот, чтобы удобнее было подтягивать невод при большом захвате. Количество лодок у каждого главы семьи не превышает трех, у бедных была большей частью одна лодка [ВЛК, 26]. vens - лодка [КРТ 2009, 162]. Комм.: см. вэнс. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz