Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.

сяптхэлнэ - наживлять что (иногда, бывало) [СРС, 320]. Комм.: мунн эмм ля кулль, кон тонн сяпптэлак - поел, я не рыба, которую ты используешь в качестве наживки (т.е. я не трус) [СРС, 198]. ЛОДКА И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Лодка вэне - лодка [АА; ЛГ; СРС, 72; ССРРС, 27]; шлюпка [СРС, 72]. Комм.: вэнс ёаИкрувэ - у лодки появился якорь [СРС, 84]; вэннас альн мыйй кдсстсэмъ суллэ райя - на лодке мы быстро добрались до острова [СРС, 125]; раст вёльм сугкэ - плыть (на лодке) через протоку [СРС, 40]. Как можно судить на основании имеющихся материалов, у всех саамов (как скандинавских, так и кольских) издавна были распространены очень легкие, сделанные из тонких сосновых или еловых досок килевые лодки, скрепленные по швам не гвоздями, а высушенными оленьими жилами или свежими древесными корнями... Со временем способ «сшивания» лодок кольские саамы все больше, по-видимому, стали сочетать с техникой соединения (сколачивания) отдельных частей гвоздями... Саамы делали свои лодки обычно из отличающихся особой прочностью еловых или сосновых досок, изготовляемых с помощью топора (из одного ствола получали две доски) или позже (в начале в.) - пилы. Напиленные доски остругивали рубанком по направлению к себе. Днище лодки выдалбливали из целого ствола ели; с наружной стороны ему придавали форму киля. Края днища утончали до одинаковой толщины с бортом (т. е. до 1,5-2 см) и плотно накладывали их на первые, нижние доски борта, которые вместе с килем образовывали довольно плоское (изнутри) дно лодки. С наружной стороны киля клали скрепы. В месте соединения первой и второй досок борта получался довольно крутой изгиб. При этом край первой (нижней) доски накладывался (изнутри) на утонченный край второй доски и обе они сшивались (ширина шва составляла около 4 см). Веревка, скреплявшая доски, продевалась через пробуравленные в краях отверстия и укладывалась в желобок, выдолбленный между ними. Шов кончался примерно там, где начинался изгиб борта кверху. Здесь концы веревок отрезались и закреплялись деревянными колышками. На носу и корме доски скреплялись гвоздями (деревянными или фабричными железными). Таким же образом соединялась вторая доска с третьей и т.д. Каждый борт состоял обычно из трех продольных досок. При сшивании бортов применялись следующие орудия: бурав - винтообразный железный стержень, насаженный на березовую ручку; игла - кусок проволоки, загнутый на конце в виде ушка; веревка, ссученная из еловых корней или из волокон, взятых от мешков, в которых русские купцы привозили муку; старинные деревянные клещи и топор. Изнутри лодка скреплялась пятью 15В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz