Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.
локализованное оленеводство недавнего происхождения и оленеводство древнего происхождения, возникшее независимо в разных районах ойкумены, при этом ученый отмечал, что обе позиции основаны на неверных предпосылках: в рамках обеих теорий оленеводство рассматривается как некая отрасль скотоводства. Однако олени - полудикие животные и их приручение не похоже на приручение домашнего скота. Человек приспособился к годичному циклу передвижения оленей, то есть не человек приручил дикого оленя, а олень «приручил» к себе человека39. В.В. Чарнолуский писал: «Олень в быту лопаря - все: и пища, и средство передвижения, и источник побочных заработков; вследствие чего без преувеличения можно сказать, что бюджет лопаря среднего достатка обеспечен оленем. Он же является живым запасом меховой одежды и обуви; иногда части его организма являются лечебными средствами. Он же служит материалом для некоторых изделий из рога и кости и, наконец, средством для умилостивления божества и хранителем человеческого счастья»40. Таким образом, олень дает населению тундры пищу и шкуры для изготовления одежды, жилища и постели, а также служит и единственным транспортным средством (зимой - в упряжке, а летом - под вьюк), а, значит, поддерживает рыболовство и охотничий промысел. Анализ научной литературы, характеризующей саамское оленеводство, показывает, что в этом элементе культуры прослеживается два рода особенностей, сформировавшихся на разных этапах этнической истории саамского народа. Так, к особенностям оленеводства саамского типа относят вольный летний выпас стада, осеннее собирание оленей, применение изгороди, отел на привязи, упряжную езду, однополозные лодкообразные сани с одним упряжным оленем, особый тип вьючного седла, кастрирование быков способом раздавливания. Вольный выпас как наиболее характерная особенность традиционного оленеводства кольских саамов описан в работах В.К. Алымова41, Н. Озерецковского42, В.В, Чарнолуского43, Н.Н. Харузина44, Н.Н. Волкова4 , Т.В. Лукьянченко46. Суть вольного выпаса 39 Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. С. 52-59. Чарнолуский В.В. Заметки о пастьбе и организации стада у лопарей //Кольский сборник Мат. комиссии экспедиционных исследований. Л., 1930. Вып. 23. С. 23-69. Алымов В.К. Оленеводство Мурманского округа: Статистико-экономический очерк // Доклады и сообщения Мурм. О-ва Краеведения (О-во изучения Мурм. края). Мурманск, 1928. Вып. II. С. 35—52. 42 Озерецковский Н.Я. Описание Колы и Астрахани. СПб.: при Императорской Академии Наук, 1804. 131 с. 43 Чарнолуский В.В. Заметки о пастьбе и организации стада у лопарей. С. 30-31. Харузин Н.Н. Русские лопари (Очерки прошлаго и еовременнаго быта). М.: Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ, 1890. С. 104-108. 45 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 11-24. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz