Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.

угрозой исчезновения находится и самобытная саамская культура. Промысловое хозяйство является частью культуры саамского народа, его состояние и развитие играют большую роль в сохранении саамского языка, культуры и этноса в целом. Хозяйственная деятельность как часть материальной культуры, бесспорно, является одним из факторов, способствующих сохранению языка, однако ввиду постепенного отхода саамов от традиционных способов ведения хозяйства значительная часть лексики исследуемой денотативной сферы утрачивает актуальность для активного словаря носителей и уходит на периферию лексической системы. Так, с началом применения в оленеводческой отрасли современных транспортных средств (снегоходов, вертолетов) стали утрачиваться названия традиционной упряжи и саней, а значит, и названия оленей по месту в упряжи и под вьюком. С внедрением современных ветеринарных технологий утрачивают актуальность многие болезни оленей, а следовательно, и некоторые названия, связанные с качеством оленьей шкуры. Кольские саамы принадлежат к народам арктической зоны, у которых издавна сложилось комплексное промысловое хозяйство, основанное на сочетании оленеводства, охоты и рыболовства и определившее их образ жизни и особенности культуры. Промысловое хозяйство саамов издревле характеризовалось сочетанием оленеводства, рыболовства и охоты, причем роль каждого из них менялась в различные периоды саамской истории3 . Если в более ранние исторические периоды ведущую роль в саамском хозяйстве играли охота и рыболовство, то с конца XIX в. основным занятием, служащим основным источником добывания средств к жизни, становится оленеводство. Рыболовство приобретает вспомогательную, но все же существенную роль. Охота же отходит на задний план в связи с истощением запасов промыслового зверя в регионе. Сбор дикорастущих растений, главным образом ягод, неизменно входящих в состав пищевого рациона саамов, всегда играл вспомогательную, но достаточно важную роль в хозяйстве38. Время возникновения оленеводства наукой не установлено. З.Е. Черняков в своих очерках этнографии саамов представил две противоположные точки зрения на происхождение оленеводства: строго 37 Волков Н.Н. Российские саамы. С. И; Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX в. М.: Наука, 1971. С. 19; Лукьянченко Т.В. Промысловое хозяйство саамов Кольского полуострова в современных условиях развивающихся рыночных отношений // Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. М.: РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1994. С. 50-63; Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. С. 52-59. Лукьянченко Т.В. Промысловое хозяйство саамов Кольского полуострова в современных условиях развивающихся рыночных отношений. С. 50-63. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz