Иванищева, О. Н. Словарь лексики традиционных промыслов и хозяйственных занятий кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) / О. Н. Иванищева, А. М. Эрштадт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 249 с.

северных домашних оленей сосредоточено в двух сельскохозяйственных производственных кооперативах «Тундра» и «Оленевод». Хотя в последние годы отмечено значительное снижение поголовья оленей32. По данным правительства Мурманской области, количество оленей в Заполярье в 2008 году составляло порядка 66 тысяч голов, в 2011 году их было уже около 50 тысяч, а в 2013 году — около 42 тысяч33. С 1974 года профессии оленевода обучают в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 26», которое сегодня называется «Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Северный национальный колледж». Ассимиляция кольских саамов во многом зависела от народностей, с которыми соприкасались саамы в своем хозяйственном быту, — это русские, финны, коми-ижемцы, самоеды, норвежцы, карелы. По данным исследователя 1920-х гг. В.К. Алымова, с русскими общались саамы на всей территории Кольского полуострова, с другими национальностями — только на определенной части Кольского полуострова. С норвежцами и карелами саамы находились в хозяйственной и культурной связи с древних времен, но к началу XX века эта связь ослабилась. От соприкосновения и длительной связи с каждой из народностей саамы больше теряли, чем приобретали (теряли угодья и пастбища, переход к оседлости, культурные влияния в одежде, домашнем обиходе, питании). Браки с русскими у кольских саамов всегда были нередки, но эти браки почти всегда влекли за собой потерю племенных саамских черт. Саамская женщина, вышедшая замуж за русского или финна, перестает быть саамской национальности, саамский мужчина, переходящий к оседлой жизни и женившийся на русской, сам вскоре становится русским. Ярким примером, по мнению В.К. Алымова в 1920-х годах, служат саамы востока Кольского полуострова: путем перехода к оседлости и браков с русскими значительная часть их превратилась в русских. Представители же народностей, ведущих оседлую жизнь, если и соединялись браком с саамами, но не уходили за ними в тундру, не меняли свой оседлый быт на тот, который для них кажется низшим в сравнении с их бытом34. В настоящее время национально-смешанные браки саамов составляют около 50% 5. А данные годового отчета Государственного 32 URL: http://agro.uov-miirman.ru. 33 URL: http://www.rg.ru/2013/08/20/reg-szfo/saami.html. Алымов В.К. Рождаемость и смертность лопарей Кольского полуострова. С. 76-100. Лукъянченко Т.В. Саамы // Народы России: Энциклопедия. М.: Научное издательство Большая Российская Энциклопедия, 1994; URL: http://cvberleninka.ru/article/nybraki-v- istorii-fmskih-pereseiencheskih-semev-biograficheskiy-aspekt: http://portal.do.mrsu.ru/info/historv/historv/saami/. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz